Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура,
конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной
макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме
новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся
контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые
должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных сил.
Демографическая среда
Демография―
наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом
демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из
людей. Мы остановимся на наиболее существенных демографических тенденциях.
МИРОВОЙДЕМОГРАФИЧЕСКИЙВЗРЫВ.Народонаселение растет «взрывными» темпами.
В 1981 г.
его численность составляла , 4,5 млрд. человек. С тех пор оно увеличивается на
2% ежегодно. При таких темпах роста через 33 года население мира удвоится2.
Демографический взрыв вызывает беспокойство у многих
правительств и различных общественных групп во всем мире. Во-первых, ресурсов
планеты может просто не хватить для поддержания жизни такого количества людей,
особенно с учетом того, что большинство стремится обеспечить себе высокий
уровень жизни. Во-вторых, рост численностинаселения идет наиболее высокими темпами в странах, которые меньше всего
могут себе это позволить.
Рост численности населения сопровождается и ростом
человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает
рост рынков при наличии достаточной покупательной способности. Однако, если
покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет
сужение рынков.
Экономическая среда
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная
способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих
доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности
сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая
стоимость получения кредитов.
Ответной реакцией многих американцев на сегодняшнюю
экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок.
Чтобы сэкономить деньги, они стали покупать больше товаров «магазинных марок»
и меньше товаров «общенациональных марок». Многие фирмы стали выпускать «экономичные»
варианты своих товаров, а в рекламных обращениях делать упор на
привлекательность цен. Некоторые потребители отложили покупки товаров
длительного пользования, другие ― наоборот, ускорили их из-за опасений, что в
следующем году цены поднимутся на 10%. Многие семьи почувствовали, что большой
дом, две машины, путешествия за границу и получение высшего образования в
частных учебных заведениях им уже не по карману. В тo же время, как видно из табл. 4, произошло
перераспределение процентных долей затрат по ряду товарных категорий, например
затраты на продукты питания и одежду.
Распределение расходов на потребление, %
Цель
затрат
1960 г.
1970 г.
1980 г.
Продукты питания, напитки,
табак
27,1
23,8
21,9
Жилье
14,8
15,2
16,3
Операции по уходу за жильем
14,2
14,2
13,7
Транспорт
13,1
12,5
14,5
Медицинское обслуживание
7,2
8,1
9,9
Одежда, аксессуары,
драгоценности
8,9
9,0
7,4
Отдых и развлечения
5,5
6,6
6,4
Расходы на личные нужды
4,3
5.1
5,3
Расходы на личную гигиену
1,6
1.8
1,4
Прочие нужды
3,3
3,7
3,2
Деятели рынка должны обращать внимание и на характер
распределения доходов. А распределение доходов в Соединенных Штатax до сих пор носит крайне неравномерный
характер. Лидируют потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере
затрат которых никоим образом не сказались последние события в экономике и
которые остаются основным рынком сбыта предметов роскоши (таких, как автомобили
«Роллс-ройс» стоимостью от 100 тыс. долл. и выше) и дорогостоящих услуг (таких,
как кругосветные морские путешествия стоимостью от 10 тыс. долл. и выше).
Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничивающие
себя в расходах, но все равно чувствующие себя вполне уютно и способные
приобретать дорогую одежду, антикварные изделия, второй катер или второй дом.
Рабочий класс практически не должен выходить за рамки приобретения самого
необходимого из пищи, одежды и крова и должен всеми силами стараться что-то
сэкономить. И наконец, представители низших слоев общества (люди, живущие на
пособия по социальному обеспечению), а также многие пенсионеры вынуждены
считать каждый цент при совершении даже самых необходимых покупок.
Деятели рынка должны учитывать и географические различия в
структуре распределения доходов. (Скажем, город Хьюстон стремительно растет, в
то время как Детройт хиреет.) Они должны сосредоточивать свои усилия на
районах, открывающих самые перспективные возможности.
Природная среда
В 60-х годах проявилось растущее беспокойство
общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в
развитых государствах окружающую природную среду. В своей книге «Безмолвная
весна» Рейчел Карсон5 рассказала об ущербе, наносимом воде, почве и
воздуху определенными отраслями промышленной деятельности. Возникли группы
бдительности, такие, как « Сьерра-клаб» и «Друзья Земли», а озабоченные
законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей среды.
Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят
и предлагают рынку.
ДЕФИЦИТ НЕКОТОРЫХ
ВИДОВ СЫРЬЯ. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных
ресурсов, но некоторые группы защитников окружающей среды видят в перспективе
угрозу для них. Эти группы выступают за запрещение продажи некоторых препаратов
в аэрозольной упаковке, поскольку они могут нанести потенциальный вред слою
озона в атмосфере. А с водой в ряде районов мира проблемы возникли уже сегодня.
Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и
продовольствие, требует внимания. Чтобы сберечь почву и обеспечить достаточное
количество лесоматериалов для удовлетворения спроса в будущем,фирмы,занимающиеся лесоразработками,должны восстанавливать насаждения на вырубленных площадях. Снабжение
продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры
сельскохозяйственныхугодийограниченыивсебольше отводитсяпод жилищное строительство и длякоммерческого использования.
Серьезная проблема возникает в связи с истощением таких
невозобновляемыхресурсов, как нефть,
каменный уголь и другие полезные ископаемые.
Сегодня, кажется, уже ощущается нехватка платины, золота,
цинка и свинца… К концу столетия даже при росте цен дефицитными могут стать
серебро, олово и уран. При сохранении нынешних уровней потребления к 2050 г. могут истощиться
запасы и ряда других полезных ископаемых.
Даже при наличии исходного сырья деятельность фирм,
использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться и потребовать
гораздо больших расходов. А переложить эти издержки па плечи потребителя будет,
вероятно, нелегко. Фирмы, занимающиеся научно-исследовательскими и
изыскательскими работами, могут частично снять остроту проблемы, открыв новые
ценные источники сырья и создав новые материалы.
ВЗДОРОЖАНИЕ ЭНЕРГИИ. Самая серьезная проблема обеспечения
экономического развития в будущем возникла в связи с однимиз невозобновляемых видов природных ресурсов
― нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит
от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные
заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую
роль в мировой политикеи экономике.
Высокая стоимость нефти (подскочившая с 2,23 долл. за баррель в 1970 г. до 34,00 долл. за
баррель в 1982 г.)
породила лихорадочные поиски альтернативных энергоносителей. Снова стал
популярным каменный уголь, ведутся исследования по изысканию практических путей
использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Только в
области использования солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для
обогрева жилых помещений и прочих целей.
РОСТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ. Промышленная деятельность почти
всегда наносит вред состоянию природной среды. Подумайте об удалении отходов
химических и ядерных производств, об опасном уровне содержания ртути в водах
морей и океанов, о содержании ДДТ и других химических загрязнителей в почве и
продуктах питания, а также о засорении среды бутылками, изделиями из пластмасс
и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению.
Озабоченность общественности открывает перед чутко реагирующими
на обстановку фирмами хорошую маркетинговую возможность. Создается емкий рынок
средств по борьбе с загрязнением, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие
по технологии рециркуляции исходных материалов. Начинаются поиски
альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда
окружающей среде8.
РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС
РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Руководство
службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь
возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не
нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская
деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны
государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности.
Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен
участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем
снабжения материальными ресурсами и энергией.