Маркетинговаясредафирмы ― совокупностьактивных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на
возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с
целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной
неопределённости,маркетинговаясредаглубокозатрагиваетжизнь фирмы. Происходящие в этой среде
изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна
преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары. Какая из нефтяных компаний
могла, скажем, в 1971 г.
предсказать конец эры дешевых энергоресурсов уже в ближайшие годы? Многие ли
управляющие корпорации «Гербер фудз»предвидели конец «детского бума»? Какие автомобильные компании
предвидели то огромное влияние, которое будут оказывать на их деловые решения
Ральф Нэйдер и потребители? Так что фирма должна внимательно следить за всеми
изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и
имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой
информации.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда
представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее
возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми
посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда
представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают
влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического,
природного, технического, политического и культурного характера. Давайте
сначала поговорим о микросреде фирмы, а потом приступим к рассмотрению
макросреды.