Оптовая
торговля включает в себя любую
деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью
перепродажи или профессионального использования.
Оптовые торговцы отличаются от розничных
по ряду характеристик. Во-первых уделяет меньше внимания стимулированию,
атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело
преимущественно с профессиональными клиентами, ане с конечными потребителями. Во-вторых, по
объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно
больше, чем у розничного торговца. В-третьих, розничные торговцы, имеющие дело
в широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор
товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.
В каких случаях прибегают к услугам оптовых
торговцев.
1. Сбыт и
его стимулирование. Оптовики
располагают торговым персоналом,который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при
сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко
покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю.
2. Закупки
и формирование товарного ассортимента.
Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный
ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот.
3. Разбивка крупных партий товаров на
мелкие. Оптовики обеспечивают
клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии
на мелкие.
4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем
самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.
5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку
товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.
6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя
им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и
вовремя оплачивая счета.
7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся
расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики
берут на себя часть риска.
8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам
информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.
9. Услуги по управлению и
консультационные услуги. Оптовик
нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их
продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве
экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления
запасами.
В последние
годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в
экономике: рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от
основных пользователей готовой продукции; увеличение числа уровней
промежуточных производителей и пользователей; обострение необходимости
приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки
зрения количества, упаковки и разновидностей.
Виды предприятий оптовой торговли.
Оптовики-Купцы
– это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности
на все товары, с которыми они имеют дело. Еще их называют: просто оптовые
фирмы, оптовые дистрибьюторы. Такие предприятия можно разделить на два вида: с
полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.
Брокеры
и агенты. Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям:
они не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное
число функций. Их основная функция – содействие купле-продаже. За свои услуги
они получают комиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6% продажной цены
товара.
Брокеры.
Основная функция брокера – свести покупателя с продавцами и помочь им
договориться. Брокеру платит тот, кто привлек его.
Агенты.
Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе.
Различают несколько видов:
1.Агенты производителей. Такой агент представляет двух или нескольких
производителей дополняющих друг друга товаров. Он хорошо знаком с товарным ассортиментом
каждого производителя и организует сбыт его товаров, опираясь на свои широкие
контакты с покупателями.
2.Полномочные агенты по сбыту заключают с производителем договоры, получая права на
сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции. Полномочный агент
по сбыту служит, как бы отделом сбыта производителя и оказывает значительное
влияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничена
никакими территориальными рамками.
3.Агент по закупкам формируют долговременные отношения со своими покупателями и закупают
для них необходимые товары, нередко получая эти товары, проверяя их качество,
организуя складирование и последующую доставку к месту назначения.
4.Оптовики-комиссионеры – это агенты, вступающие в физическое владение
товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Оптовик-комиссионер
отправляет грузовик с товаром на центральный рынок, продает весь товар по
наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки и
передает оставшуюся сумму производителю.