«Электронный бизнес»
— такая форма бизнеса, при которой «все стороны деловых отношений, включая
продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержка
клиентов и партнеров, перенесены в Интернет». При этом глобальность Интернета
обеспечивает непрерывное общение с каждым поставщиком, партнером и клиентом, а
зачастую всех друг с другом. Дилеры, вместо традиционного размещения заказов
через менеджеров по сбыту, работающих в компании-поставщике, сами следят за базой
данных, в которой отражено текущее состояние складских запасов. Поставщики
промышленных предприятий подключены к складским информационным системам и сами
следят за уровнем запасов, обеспечивая график поставок «just in time».
Транспортные компании, имея доступ к информационной системе службы сбыта, могут
заранее планировать график перевозок и т.д.
Интернет стал универсальной деловой средой, соединяющей
компании друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам
электронного бизнеса имеют все компании, независимо от их размера и возраста.
Уровни использования Интернета простираются от сайта-витрины (информация о своей
продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной
коммерции: интернет-магазины, интранет (объединение сетью своих сотрудников) и
экстранет (подключение внешних партнеров).
Функциями электронной
коммерции выступают:
реклама
(привлечение внимания пользователя к определенному сайту);
представление
товара (показ продукции средствами Интернет);
проведение
покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);
послепродажное
обслуживание (помощь во время покупки и после);
налаживание
долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов).
Таким образом, «мы стоим на пороге новой экономики, которую
называют интернет-экономикой или «экономикой цифрового мира», эпохи
электронного бизнеса». В соответствии с оценками экспертов компании IDC
(International Data Corporation) объемы мировой интернет-экономики с 2003 г. превышают 3 трлн долл.
США. В специальном отчете IDC названы три ключевых элемента
интернет-экономики:
интернет-коммерция;
инфраструктура
информационных технологий;
инфраструктура
интернет-бизнеса.
Относительная значимость этих элементов с течением времени
меняется. На заре интернет-экономики основные инвестиции шли в технологии.
Сейчас на первое место выходят нетехнологические составляющие, а также
маркетинговые услуги и реализация продаж.
Необходимо понимать, что факторы, определяющие успех
компании в условиях новой интернет-экономики, отличаются от факторов, движущих
миром традиционной индустриальной экономики. Различия между двумя этими
бизнес-моделям и приведены в табл. 1
Таблица 1
Различия между
бизнес-моделями
Индустриальная экономика
Интернет -экономика
•Доминируют производственные отношения
•Барьер: физическое распространение
•Барьер: нехватка капитала
•Инновации хранят в секрете
•Отношения людей сдерживаются возможностями контакта
•Доминируют знания и отношения людей
•Новый барьер — электронная дистрибуция
•Капитал — продукт потребления
•Инновации — достояние общественности
•Электронные средства общения между людьми
Новая динамика бизнеса не только создает новую модель, но и
подразумевает новую систему измерений. Интернет-компании играют по несколько иным
правилам, и судить об их успехе надо по другой шкале: новые компании бьются за
долю рынка и лучшую узнаваемость своей торговой марки, а не за достижение
прибыльности в краткосрочной перспективе. В современной интернет-экономике
можно выделить три ключевых критерия успеха:
новаторство;
скорость
реализации стратегии;
интегрированность.
При открытии виртуального бизнеса многие фирмы (как абсолютно
новые, так и солидные, давно существующие корпорации) зачастую сталкиваются с
трудностями, вызванными отсутствием опыта и элементарным неумением вести себя
в этой новой для них деловой среде. В результате инвесторам приходится долго
ждать отдачи от вложенных капиталов.
Сегодня бытует мнение, что в электронной экономике важнее
быть первым, чем делать бизнес правильно. Между тем близорукость такого
подхода очевидна и чревата дорогостоящими ошибками.
Энтузиазм инвесторов относительно интернет-проектов постепенно
уступает место взвешенному расчету. Новым компаниям все чаще приходится искать
убедительные ответы на вопросы о том, что может принести успех и как его можно
достигнуть.
Отчасти уже говорилось о том, что специфика развития российского
сектора Всемирной сети обусловила некоторую неразбериху в терминах. Что сейчас
включает в себя понятие «электронная коммерция»? Можно предложить
классифицировать сетевые операции на финансовые и торговые транзакции. Из них
наибольший интерес для нас представляет блок торговых операций, который
называется «Internet-торговля». На Западе принято условно выделять две различные
системы электронной коммерции: сектор «бизнес-бизнес» (business-to-business,
В2В) и сектор «бизнес-клиент» (business-to-consumer, В2С) или попросту
розничный сектор (retail sector).
Виртуальные магазины
— надводная часть айсберга. Они наиболее близки к нашей обыденной жизни и
поэтому привлекают внимание в первую очередь. Реальный же бизнес (по разным
оценкам, от 70 до 90% денежных потоков, связанных с Сетью) лежит в сфере
business-to-business. Достаточно сказать, что на закупках при помощи Интернета
корпорации могут экономить до 30% средств. Если эти проценты умножить на
десятки миллиардов долларов годового оборота крупных компаний, получается
сумма, которая говорит сама за себя. По данным исследования компаний Forrester
Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения
между компаниями, что, в общем, соответствует ситуации в обычном, невиртуальном
мире, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота.
Под розничным
сектором интернет-торговли понимаются взаимоотношения массовых пользователей
Интернет, включая мелких предпринимателей и население. На них непосредственно и
рассчитано все множество интернет-магазинов, интернет-рекламы и т.д. Компании,
работающие в этом секторе интернет-торговли, предлагают покупателям широкий
выбор товаров, начиная от коттеджей и заканчивая скрепками. К сектору
«бизнес-клиент», помимо розничной торговли через интернет-магазины, следует
также отнести осуществление банковских операций не выходя из дома (home
banking), брокерские услуги, страхование и т.п. Сегодня розничный сектор — один
из наиболее развитых секторов электронной коммерции.
«Формация В2В стала следующим после волны
business-to-consumer этапом эволюции электронной коммерции». Эта схема стала
следствием изменения формы восприятия принципов существования электронной
коммерции, при этом Россия, из-за ее технологического отставания в развитии
национальных телекоммуникационных сетей, получила редкий шанс не повторять
чужих ошибок и приступить к развитию сразу В2В-систем, тем более что все
предпосылки для такого бизнеса в стране существуют.