Интернет как канал маркетинга представляет собой особую
разновидность средств массовой информации (СМИ) и в соответствии с этим
оценивать его преимущества и недостатки необходимо с общемаркетинговых позиций
отношения к СМИ, умноженных на специфику Всемирной паутины.
С точки зрения маркетингового мышления, Интернет, помимо
канала распространения информации, является еще и глобальным рынком,
развивающимся с огромной скоростью, главный элемент и достояние которого —
потребитель. В традиционных средствах массовой информации потребитель — это,
чаще всего, пассивная компонента: он смотрит или читает только то, что ему
предлагают. Единственной возможностью такого потребителя остается право
переключиться на другой канал или взять в руки другой журнал, газету,
перелистнуть страницу. Но и там ему будет предложена роль пассивного зрителя —
человека, потребляющего заранее выстроенный поток информации.
Пользователь Сети — ее активная составляющая. Абсолютное
большинство людей использует Интернет именно для поиска новой информации.
Поэтому люди путешествуют по Интернету, переходя по ссылкам от одной страницы
к другой, для того чтобы все больше и больше сужать область поиска и находить
все новые и новые материалы, имеющие отношение к интересующей их теме.
Во-первых, у
человека, путешествующего по Интернету, как правило, есть более или менее четко
сформулированная цель — найти или купить то, что он хочет. Это может быть поиск
более подробной информации о каком-то вполне реальном предмете, событии или
явлении, поиск чего-либо, отвечающего заранее определенным критериям, или даже
поиск информации о том, какие компоненты, критерии и подходы существуют в интересующем
его вопросе, помимо тех, которые ему известны. Так, он может искать: подробное
описание конкретной модели телевизора, о которой где-то получил информацию;
материалы для сравнения телевизоров по размеру диагонали, наличию телетекста,
количеству каналов; сведения о том, чем разнообразные параметры телевизоров
(физические, технологические и стоимостные) отличаются друг от друга.
Именно Интернет — единственная на сегодняшний день среда,
позволяющая с помощью того же сотового телефона:
получить
все технические характеристики (причем все это будет выводиться на дисплей
в виде сравнительной таблицы с конкурирующими моделями и сравниваться по
критериям, указанным пользователем);
с
сайта производителя скачать инструкцию по эксплуатации;
посмотреть,
как выглядит сам товар и все аксессуары к нему.
Во-вторых, в
процессе поиска информации человек становится более сведущим по интересующему
его вопросу. Пусть не профессионалом или специалистом, но более-менее ориентирующимся
и эрудированным в том или ином вопросе человеком, которого не убеждают
голословные утверждения о том, что «это — лучшее из того, что есть», — иначе он
бы и не искал дополнительную информацию. Он становится человеком, с которым
все более уверенно можно говорить на языке доводов.
В-третьих, —
процесс поиска информации в Интернете — процесс перехода от страницы к
странице, ориентируясь по ссылкам, которые расставлены на тех страницах,
которые просматривает пользователь. Критерий выбора той или иной страницы зачастую
достаточно непредсказуем и тем не менее прозрачен. Он определяется той ссылкой,
которая (по мнению пользователя) наиболее адекватно соответствует цели поиска.
Таким образом, процессом поиска информации можно управлять,
расставляя ссылки на пути пользователя по тем или иным канонам и тем самым
приводя его именно на ваши страницы, на которых самым убедительным образом
должны быть показаны достоинства рекламируемых вами товаров или услуг.
Кроме того, преимущества Интернета как канала распространения
рекламы определяются следующими важнейшими свойствами Сети.
Интерактивность —
взаимодействие между объектами в определенной среде. Степень интерактивности
различна и зависит от характеристик каждой отдельной среды взаимодействия. В
рассматриваемом маркетинговом контексте под интерактивностью следует понимать
взаимодействие клиента (покупателя) с производителем, продавцом (и с товаром),
позволяющее углублять контакт до момента осуществления продажи.
Интерактивность в Интернете обеспечивается такими технологиями,
как World Wide Web (WWW), E-mail и т.п. Нужно только правильно использовать
возможности этих технологий. WWW построена таким образом, что для передвижения
по web-пространству необходимы определенные действия со стороны пользователя.
Причем эти действия крайне просты: щелчок мыши — и пользователь попадает туда,
куда хотел. В широком смысле интерактивность Интернета заключается в том, что
потенциальный клиент может моментально отреагировать на любую информацию,
опубликованную фирмой. Продавец, в свою очередь, с такой же легкостью может
вступить в диалог с заинтересовавшимся человеком. В Интернете сам процесс
получения информации интерактивен — посетитель может активно взаимодействовать
с web-системой рекламодателя. Здесь также обеспечена возможность ведения
развернутого и длительного диалога. Причем его инициатором может выступать как
потенциальный клиент, так и рекламодатель — владелец web-сервера.
Интерактивность —
одно из ключевых преимуществ Интернета перед другими каналами распространения
и управления информационными потоками. Эффективность этого свойства Сети достигается
только при правильной организации web-пространства и параллельном использовании
новейших технологий. Максимальный эффект при этом достигается только в совокупности
с другими «атрибутами» Интернета.
Высокая информационная плотность {емкость). Современные
коммуникационные технологии позволяют хранить и с большой скоростью передавать
огромные объемы информации. Эту особенность Интернета можно рассматривать в
нескольких аспектах.
Во-первых, с
точки зрения высокой информационной плотности конкретного web-сервера
конкретной компании. На корпоративном web-сервере может быть опубликовано
практически неограниченное число материалов в различной форме (текст, графика
анимация, звук, видео). Как правило, один из основных факторов, препятствующих
покупке (заключению договора и т.п.), — отсутствие информации, необходимой и
достаточной для совершения сделки. Правильно используя корпоративный web-сервер,
его владелец может грамотно разместить подробнейшую информацию о товаре и его
производителе. Причем объемы и характер этой информации зависят только от
владельца web-сервера. Например, возможно создание расширенного интерактивного
каталога продукции с подробным техническим описанием, иллюстрациями и т.п.,
чего не могут дать телевидение или пресса.
Возможна и эффективна интеграция новостей, рекламных и
информационных материалов. Она позволяет привлечь дополнительную аудиторию и
сформировать поток повторных посетителей корпоративного web-сервера, что, в
свою очередь, увеличит внимание к фирме и ее продукции.
Во-вторых, необходимо
иметь в виду и высокую информационную плотность Интернета в целом, что весьма
важно для покупателя. Здесь имеется в виду то, что при наличии известных
возможностей потенциальный клиент предпочтет воспользоваться именно Интернетом
в поисках информации о товарах и компаниях, так как только здесь он сможет
получить и сравнить сколь угодно большое количество интересующих его данных, не
покидая дома или офиса. Потенциальному покупателю достаточно найти какой-то
конечный объем информации о предложениях нужного ему товара, после чего он,
вероятно, остановится и сделает выбор. Как правило, человеку часто бывает
достаточно той информации, которую он находит посредством Интернета, поэтому
он вряд ли будет обращаться к другим дополнительным источникам. Таким образом,
компании, не представленные в Интернете, полностью выпадают из вида
потенциальных клиентов — пользователей Сети, число которых растет быстрыми
темпами.
Можно отметить и широкие технические возможности в плане
процесса предоставления информации.
Мультимедийность.
Интернет позволяет обмениваться информацией, представленной в самой различной
форме, ориентированной не только на аудиалов и визуалов, но даже и
кине-стетиков. Информационные и рекламные материалы могут быть представлены в
виде текста графики, анимации, звука, видео, их совокупности. Однако
ограниченная пропускная способность каналов связи не позволяет использовать эти
возможности в полной мере. Передача высококачественного звука и видео пока
проблематична. Использование графики и анимации в значительной степени
повышает эффективность рекламных материалов. Это позволяет не только
информировать пользователей Сети, но и создавать различные образы, которые
будут благоприятно влиять на имидж компании, что также способствует повышению
информационной плотности, так как позволяет в массовом порядке размещать
различные изображения, короткие ролики и т.п. Кроме того, качественная графика
и анимация в большей степени привлекает взгляд, чем обычный текст. Таким
образом, компания может не только информировать возможных клиентов, но и
улучшать свой имидж, продвигать свои торговые марки, повышая их узнаваемость и
популярность.
Возможность фокусировки
рекламного воздействия — тарге-тинг, ориентированный на определенный
сегмент аудитории. Правильная фокусировка рекламного воздействия на определенном
сегменте потребительской аудитории позволяет более эффективно решать задачи с
меньшими затратами, так как средства, вложенные в проект, не распыляются на
охват значительных частей бесполезной аудитории.
Различные инструменты и сервисы Интернета позволяют
сфокусировать информационное воздействие преимущественно на целевой аудитории.
При этом фокусировать информационное воздействие можно как по индивидуальным,
так и по поведенческим характеристикам пользователя.
Фокусировка по индивидуальным характеристикам, а именно по:
географическому
положению пользователя ;
провайдеру
(например, только на пользователях корпоративных провайдеров);
профилю
деятельности пользователя или компании, в которой он работает;
демографическому
портрету пользователя. Фокусировка по поведенческим характеристикам:
воздействие
на пользователей определенных сайтов или разделов (тематическая);
воздействие
в определенный период времени (только в рабочее время по будням
(временная));
показ
рекламы с учетом словосочетаний, по которым пользователь осуществляет
поиск в поисковой системе (контекстная);
воздействие
только на пользователей, совершающих определенные действия (например,
система определяет, что пользователь чаще других нажимает на баннеры с
автомобильной тематикой, и в будущем ему будет чаще демонстрироваться
автореклама).
Разумеется, используются не все перечисленные возможности
фокусирования. Для их полной реализации необходимо достаточно сложное
программное обеспечение, что не всегда возможно, дешево или целесообразно.
Оперативность — высокая
скорость размещения и доступа клиентов к необходимой информации. Базируется на
технологиях передачи данных, позволяющих передавать большой объем информации в
очень сжатые сроки. Интернет — отличная и выигрышная альтернатива факсу, телексу
и телефону. Документооборот с партнерами, поставщиками, дилерами и клиентами
осуществляется крайне оперативно. Распространение таких материалов, как
пресс-релизы, новости, анонсы, direct-mail — послания и т.п. также
осуществляется очень быстро, что немаловажно с точки зрения обеспечения их
актуальности.
Доступность в сочетании с гибкостью. Начать, скорректировать,
либо прервать проект или его отдельные мероприятия можно мгновенно и в любое
время, в зависимости от тех или иных обстоятельств. Необходимо, чтобы
менеджеры, «которые первыми обнаружат, что схема, работавшая до сих пор, больше
не может работать так, как прежде», доводили плохие новости до высшего
руководства. Иначе «высшее руководство фирмы порой слишком поздно начинает
понимать, что мир вокруг изменился, — а глава компании и вовсе узнает все
последним».
Возможность получения наиболее «свежей» статистической
информации практически в реальном времени.
Одна из проблем проведения маркетинговых мероприятий, в том
числе и рекламных кампаний, с использованием традиционных средств — сложность
получения статистических данных для последующего анализа их результатов.
Традиционные способы такого получения сложны, трудоемки и дороги.
В Интернете данные о разных реакциях на рекламное объявление
получить гораздо проще. Например, при использовании рекламных баннеров можно с
большой точностью определить, сколько человек увидели конкретный баннер и
сколько человек на него отреагировали нажатием.
Если web-сервер настроен правильно, то можно выяснить, какой
из предлагаемых товаров интересен посетителям больше всего. С помощью Интернета
можно тестировать различные рекламные предложения, отслеживая реакцию на каждое
из них. Подобный анализ позволяет вовремя сделать определенные выводы и
соответствующим образом скорректировать действия компании.
Важным преимуществом Интернета является присутствие большого
количества так называемых «лидеров мнений». В Сети в гораздо большей пропорции
представлена доля образованных, социально активных людей, которые способны активно
влиять на свое достаточно широкое окружение.
Однако наравне с рядом преимуществ Интернет как канал
маркетинга и рекламы имеет и набор недостатков в сравнении с обычными СМИ.
К недостаткам Интернета можно отнести дефицит специалистов
по интернет-маркетингу. Сегодня легко найти специалиста, который нарисует
привлекательный баннер или напишет программу анализа логов сервера, но людей,
способных спрогнозировать реализацию определенных стратегий, проанализировать
полученные данные и сделать выводы, очень немного. Связано это с тем, что
Интернет — абсолютно новая среда бизнеса, к которой с большой натяжкой могут
быть применены традиционные рекламные подходы. Поэтому большинство нынешних
«спецов» интернет-маркетинга — люди в большинстве своем самоучки, накопленный
ими опыт почерпнут не из книг, учебников и курсов, а сформировался
эмпирическим путем.
Таким образом, Интернет — это эффективный и наиболее
динамично развивающийся рекламный канал, имеющий целый ряд специфических
особенностей и способный решить такие задачи, как:
увеличение
количества клиентов или партнеров;
позиционирование
и продвижение товаров и услуг;
формирование
и укрепление марки;
формирование
лояльной аудитории и влияние на нее.
К числу возможностей, предоставляемых Сетью, можно отнести
следующие:
перенос
и оптимизация бизнес-процессов, документооборота;