Электронная коммерция — это любая сделка, совершенная
посредством сети связанных между собой компьютеров (хотя бы и не подключенных
к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или
права пользования вещественным товаром или услугой. Она существует уже более 30
лет, в то время как первые продажи через Интернет состоялись лишь в 1995 г. Поскольку в России
основная борьба за внедрение интернет-торговли ведется вокруг розничного
сектора, понятие «электронная коммерция» у нас трансформировалось в торговлю
через интернет-магазины, хотя эволюция развития электронной коммерции неизбежно
приводит к лидерству сетевого бизнеса. Интернет-торговля — это лишь часть
электронной коммерции, причем все уменьшающаяся ее часть. В общих оборотах
электронной коммерции доля розничного сектора все время падает. Это важная
тенденция, так как именно на розничном секторе рынка сейчас происходят
наибольшие потрясения, и именно этот сектор стал неправильно называться в
России «электронной коммерцией».
Многим знакома компания Amazon.com.,
торгующая книгами. Появились аналогичные предложения по книгам, CD, видеокассетам
и другим мелочам и в России. Прогресс названной ветви бизнеса сдерживается
отсутствием развитой системы электронных платежей, да и российская банковская
система совершенно не отвечает своему основному назначению.
Невзирая на все сложности, российские компании включают
интернет-коммерцию в перечень используемых инструментов. Причем все большее
число фирм использует Интернет на всех этапах своей деятельности, «для многих
компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать Интернет, а в
том, какой бюджет на это выделить и как его распределить».
В любом коммерческом предприятии, будь то традиционный
магазин или электронный, основным слагаемым успеха остается план маркетинга,
разработанный и внедренный владельцем компании. Причем маркетинговые
мероприятия следует проводить как в Сети, так и за ее пределами.
На рынке важно уметь представить товары и услуги, решив все
связанные с этим задачи: сегментирование рынка, определение потребностей
покупателей в целевых сегментах и способов продвижения товара; связь с
потребителями (другими словами, реклама).
Основы электронной коммерции были заложены одновременно с
появлением кредитных карт. Но настоящий бум ее развития обусловлен широким внедрением
Интернета, обеспечившим возможность
доступа к этой Сети с домашнего компьютера. Сейчас вряд ли кто-либо из клиентов
Интернета в России покупает любую технику, не просмотрев соответствующую
информацию в Сети и не выбрав поставщика с наилучшим предложением. Возникла
электронная торговля из рекламы через Интернет.