Управление
маркетингом предполагает комплексное изучение маркетинговой среды во всей
полноте ее производственных и рыночных связей, внутренних и внешних факторов
функционирования и развития. А это, в свою очередь, требует сбора и обработки
информации, соблюдения логической строгости и непротиворечивости суждений,
необходимой точности и полноты оценки параметров функционирования среды.
Основными
принципами формирования и использования информации в процессе управления
маркетингом являются:
-
актуальность информации означает реальное отражение в каждый момент времени
состояния маркетинговой среды. Необходимо ежедневное обновление банка хранимой
информации;
-
достоверность данных основывается на точном воспроизведении объективного
состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды. Учитывая условия
конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная
действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных;
Важным
средством борьбы против дезинформации являются множественность источников и
анализ полученных сведений на непротиворечивость.
-
релевантность данных позволяет получать информацию в точном соответствии со
сформулированными требованиями, избегая работы с ненужными данными;
-
полнота отображения необходима для объективного учета всех факторов,
формирующих, либо оказывающих влияние на состояние и развитие маркетинговой
среды;
-
целенаправленность данных ориентирует их на конкретные цели и задачи в области производства
и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках;
-
информационное единство требует разработки такой системы показателей, при
которой исключалась бы возможность противоречия в выводах и несогласованность
первичных и
производных
данных.
Предприятие,
осуществляя свою маркетинговую деятельность, постоянно находится под
воздействием внутренней и внешней среды. Все факторы внутренней и внешней среды
проявляются через передачу участникам рыночных отношений определенной
информации (сигналов). Задача информационной системы предприятия состоит в том,
чтобы из обилия различной информации отобрать ту, которая важна для контроля за маркетинговой деятельностью предприятия.
Маркетинговая информация – это информация, полученная
в процессе обмена результатами общественно полезной деятельности и
взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы,
используемая во всех сферах предпринимательства, включая маркетинговую
деятельность.
Информация – это средство общения
людей, через нее мы получаем сведения об окружающем мире и происходящих в нем
процессах.
Информационное обеспечение – это процесс удовлетворения
потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных
методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для
использования виде. Хорошая маркетинговая информация позволяет маркетологам
получать конкурентные преимущества, снижать финансовый риск, определять
отношения потребителей, следить за внешней средой и многое другое. Маркетинговую
информацию получают в ходе маркетинговых исследований. Под маркетинговыми
исследованиями понимают систематический сбор, отражение и анализ данных о
проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Это комплексное понятие,
которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные суправлением маркетингом.
Маркетинговые
исследования необходимо рассматривать как часть постоянно действующего
интегрированного информационного процесса. Маркетинговые исследования и их
надлежащая организация становятся инструментом, с помощью которого существенно
снижается риск предпринимательства, продуцента, поставщика, посредника и
возрастает качество решения задач потребителя.
Проведение
маркетинговых исследований стало реальной потребностью и прочно вошло в
практику хозяйственной деятельности фирм. Направленность исследований зависит в
значительной степени от характера деятельности фирмы, выпускаемой ее продукции,
уровня доходов и т.п.
Кроме
того, масштаб проводимых исследований определяется также целями и стратегией
фирмы, а именно, решениями относительно изменений направления деятельности
предприятия требует более углубленных маркетинговых исследований, направленных
на определение в качестве конечной цели перспективных рынков (сегментов рынка),
где предприятие могло бы получить долю рынка и удерживать позиции в течении
периода,
определяемого
жизненного цикла товара.
С.В.
Размановым предлагается методика осуществления маркетинговой деятельности,
порядок осуществления представлен на рис.1.
В
основе данной методики лежат маркетинговые исследования возможностей рынка и
ресурсов предприятия, с одной стороны, а также цели, выдвигаемые руководством,
с другой стороны. Причем окончательное определение целей и задач маркетинга
осуществляется на основе маркетинговых исследований, а цели исследований
определяются целями и философией предприятия в целом.
Рис. 1. Схема маркетинговых
исследований
Значение
маркетинговых исследований усиливается также тем, что возрастает роль фактора
неопределенности в организации управления предпринимательством, который
рассматривается как нестабильность, изменчивость экономического и социального
поведения субъектов маркетинговой системы
Под
термином «маркетинговые исследования» подразумевают две составляющие этого
процесса.
1.Market research – изучение рынка
(вполне конкретного). Перед таким исследованием ставится задача регулярного
изучения неуправляемых факторов деятельности предприятий, а также всего, что с
ним связано.
2.Marketing research – исследование
элементов комплекса маркетинга определенной фирмы или группы предприятий. Этим
термином можно определить всю исследовательскую активность предприятий.
Предметом изучения является как минимум весь комплекс управляемых предприятием факторов,
как максимум – все, что происходит на предприятии и вне его, касающегося
рыночной деятельности.
На
практике употребляются самые различные понятия, относящиеся к той или иной
степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка,
исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала,
маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта
организации производство и путей повышения производительности на предприятиях своих
партнеров и конкурентов.
В
научной литературе понятие «маркетинговые исследования» в основном трактуется
как некая информационная база для принятия маркетинговых решений в системе
предпринимательства.
Мы
считаем, что маркетинговые исследования следует понимать как средство
маркетинга, важный элемент комплекса маркетинга, необходимый для эффективной
маркетинговой деятельности и разработки долгосрочных стратегий предприятия.
Объект изучения маркетинговых исследований представляет собой комплексное
исследование. Однако, очень сложно отделить друг от друга такие направления
(объекты) исследования как,
рынок,
потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители
формируют свое поведение в определенной рыночной среде.
С
известной мерой условности можно выделить следующие объекты маркетинговых
исследований: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребитель и
конкуренты. В зависимости от цели маркетинговых исследований эти объекты могут
конкретизироваться более детально. Однако, маркетинговые исследования могут
проводиться одновременно по всем выделенным направлениям.
Главная
цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего
представления о структуре и закономерностях динамики рынка и об обосновании
необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации
ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции
или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.
Объектом
маркетингового исследования является маркетинговая среда фирмы, которая
дифференцируется на:
- маркетинговую среду – это совокупность
субъектов и сил, влияющих на деятельность фирмы на рынке.
- внутреннюю среду и внешнюю микросреду –
это контролируемые среды и не контролируемые, зависящие и не зависящие от
субъективной деятельности фирмы.
В
процессе анализа, планирования, осуществления и контроля действенности
маркетинговых мероприятий управляющим по маркетингу требуется информация о
клиентах, конкурентах, дилерах и прочих силах, действующих на рынке.
Необходимые управляющим по маркетингу сведения часто отсутствуют, поступают слишком
поздно или не заслуживают доверия.
На
рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия действуют сотни тысяч
производителей, переработчиков, оптовых и розничных продавцов. Каждый
заинтересован в извлечении прибыли, которую можно получить в конкурентной
борьбе, имея объективную информацию о рынке. В таких данных заинтересовано и
государство для осуществления мер по регулированию производства
сельскохозяйственной продукции и рынка продовольствия.
Все
большее число фирм начинают отдавать себе отчет в недостатках информационного
обеспечения и принимают меры по совершенствованию своих систем маркетинговой
информации.
В
состав хорошо спланированной системы маркетинговой информации входят четыре
вспомогательные системы:
-
система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, суммы
издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о
дебиторской и кредиторской задолженности;
-
система сбора внешней текущей маркетинговой информации поставляющая
руководителям маркетинга повседневную информацию о событиях, происходящих в
коммерческой среде;
-
система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации,
актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой
проблемы;
-
система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики
статистической обработки данных и модели, облегчающие деятелям рынка процесс
принятия оптимальных маркетинговых решений
Основное назначение
маркетинговых исследований
– это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области
коммуникаций субъектов маркетинговой системы.
Задачи
маркетинговых исследований могут быть самими разнообразными и диктоваться
потребностями разработки стратегии маркетинга, формирования ценовой, товарной,
коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом
на предприятии. В этом смысле говорить о маркетинговых исследованиях без
соотнесения их
задач
с задачами управления предприятием бессмысленно. Задачи маркетинговых
исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые
непосредственно связаны с процессом принятия решений. Общая функция
маркетинговых исследований состоит в исключении во всей маркетинговой
деятельности неточных оценок, риска и непроизводительных затрат труда и
времени.
Одной
из важнейших задач исследований является определение условий, при которых
достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением на рынке.
Изучение условий рынка дополняется исследованием и оценкой деятельности фирм,
выступающих на рынке, их позиций и осуществляемых ими методов торговли.
Другая
важная задача маркетинговых исследований: определение конкурентных видов
продукции фирмы и конкурентоспособности самой фирмы на изучаемом рынке.
Маркетинговое исследование имеет дело с конкретно определенным рынком или его
частью (сегментом) и учитывает запросы определенных социальных слоев, групп
населения.
Результатом
маркетинговых исследований является оценка потенциальных возможностей
предприятия и его позиций на конкретном рынке.
Результативность
и эффективность маркетинговых исследований зависит от соблюдения ряда
требований:
-
исследования должны носить комплексный и систематический характер;
-
при осуществлении исследования должен соблюдаться научный подход, основанный на
объективности, точности и тщательности;
-
исследования должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами
честной конкуренции, зафиксированными Международным кодексом по практике
маркетинговых и социальных исследований;
-
маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из
комплекса последовательных действий.
Все
маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах:
оценка
тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение
их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при
разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее
маркетинговой деятельности.
Современный
подход к вопросу определения маркетинговых исследований условно подразделяется
на два взаимо подчиняющихся уровня. Первый уровень, условно называемый
«информационным», предполагает, что маркетинговое исследование это
«систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед
фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах». При
этом
подходе
маркетинговые исследования проводятся в пять этапов:
выявление проблем и формирование целей
исследования; сбор источников информации;
сбор
информации; анализ информации; представление полученных результатов.
На
первом уровне определяется круг задач, которые должны быть решены в процессе
маркетинговых исследований. Для решения проблем второго уровня, условно
называемого «практическим», на котором конкретизируются задачи, решаемые в
процессе проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговые
исследования подчиняются единым научным требованиям, базируется на общих
теориях, методологических принципах и преследует общие цели. В зависимости от
характера проблем, стоящих перед предприятием, предпочтение отдается тем или
иным маркетинговым исследованиям (рис.2).
Следует
отметить, что, во-первых, не существует единой классификации направлений
маркетинговых исследований, в результате чего в данных различных исследователей
используются разные их классификации. Во-вторых, вследствие использования
разных выборок обследуемых фирм, получаются разные данные относительно частоты
использования одних и тех же направлений маркетинговых исследований. В-
третьих, актуальность отдельных направлений маркетинговых исследований может
меняться по времени.
С
точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют
комплексное исследование. При помощи комплексного маркетингового исследования
решаются следующие задачи: изучение характеристик рынка, потенциальных его
возможностей, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта,
изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов,
краткосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Рис 2 основные направления
маркетингового исследования
Оценка
содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление
маркетинговых исследований.
Бенчмаркинг
рассматривается как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию
стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов
на различных уровнях. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе
исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. В
рамках
бенчмаркинга
предпринимательские функции анализируются как процессы, создающие товар или
услугу и продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает
разработку стратегии, операции и управленческие функции. Бенчмаркинг
рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с
первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на
рынке.
Среди
направлений маркетинговых исследований особо следует выделить экономическую
оценку потенциальных возможностей предприятий. В процессе маркетинговых
исследований и при разработке программы маркетинга должно проводиться изучение
производственных, финансовых и других ресурсов предприятия в сравнении с
другими
производителями
данной продукции, а также оцениваться эффективность деятельности предприятия и
его конкурентов на рынке.
Одним из направлений
маркетинговых исследований является исследование рынка и возможностей
использования преимуществ своей конкурентоспособной продукции. Без рыночных
исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять
всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с
деятельностью на рынке, определением объема продаж, прогнозированием и
планированием рыночной деятельности.
Исследование рынка
предполагает изучение конъюнктуры рынка, выяснение его состояния и тенденций
развития в целом,а также его
составляющих: спроса, предложения и исследование рынка с целью характеристики
особенностей коммерческой деятельности фирм-конкурентов, покупателей (рис.3)
Это помогает выявить
недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его
улучшения.
Рис 3 порядок проведения
исследования рынка
Исследователя
рынка интересуют конечные потребители и другие покупатели товаров, имеющиеся у
них предпочтения и возможности, активность и потенциал конкурентов
(производителей и посредников), других субъектов (элементов и факторов) инфраструктуры
рынка и маркетинговой среды, включая действующие на рынке «правила игры».
Исследователи маркетинга постоянно расширяют
поле своей деятельности. Основными, решающими ими задачами являются: изучение характеристик
рынка, замеры потенциальных возможностей
рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций
деловой активности, изучение товаров конкурентов,
краткосрочное
прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное
прогнозирование, изучение политики цен.
Там,
где маркетинговая служба хорошо развита, предприятие разрабатывает и использует
систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных, которые
могут использоваться для анализа в текущем и будущем периодах. Маркетинговая
информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой
информационной
системы,
являющейся частью информационной системы управления предприятием (рис.4).
Рис.4
Схема маркетинговой информационной системы
Маркетинговую
информационную систему (МИС) можно определить как совокупность процедур и
методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для
опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе. Возникла
концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 70-х
гг. С развитием рынка, маркетинга и интерактивных технологий происходит и
эволюция маркетинговых информационных систем. На рисунке 4 представлена схема
маркетинговой
информационной системы.
На
рис.5 представлена маркетинговая информационная система как совокупность
(единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная
для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации,
необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Маркетинговая
информационная система предназначена для раннего обнаружения возможных
трудностей и проблем, выявления благоприятных возможностей, нахождения и оценки
стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности, оценки на основе
статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации
стратегий маркетинга.
Риc.5
Маркетинговая информационная система
Развитая
информационная система включает следующие подсистемы:
внутренней
информации, внешней информации и информации маркетинговых исследований.
Система
внутренней информации включает совокупность данных, возникающих на предприятии
в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей
производственной информации.
Система
внешней информации объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия,
рынка и его инфраструктуры, поведения покупателей и поставщиков, действиях
конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов.
Система
информации маркетинговых исследований базируется на информации, получаемой в
ходе исследований конкретных направлений маркетинговой деятельности. К ним
относятся такие виды исследований, как анализ параметров рынка и его освоение
конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и
способов продвижения товара и т.д. Подобные данные могут быть собраны путем «кабинетных»
или «полевых» исследований.
Практика
маркетинговой деятельности показывает, что если подходить к сбору маркетинговой
информации как случайному, редкому событию, которое необходимо только тогда,
когда нужно получить данные по конкретному маркетинговому вопросу, то можно
столкнуться с рядом серьезных проблем:
-
результаты предыдущих исследований хранятся в неудобном для использования виде;
- не
заметны изменения в окружающей среде и действиях конкурентов;
-
проводится несистематизированный сбор информации;
-
возникают задержки при необходимости проведения нового исследования;
- по
ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
-
маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;
-
действия представляют собой лишь реакцию, а не предвидение.
Важным
моментом в работе маркетолога, особенно на начальной стадии работы на
предприятии, является правильная классификация и систематизация имеющейся на
предприятии информации.
Возможны
следующие способы классификации информации:
1.
По периодичности или стабильности возникновения маркетинговую информацию делят
на постоянную, переменную и эпизодическую. Постоянная информация отражает постоянные,
длительное время неизменные, величины маркетинговой среды. Переменная
информация показывает количественные и качественные характеристики работы
объектов
маркетинга.
Эпизодическая информация формируется по мере необходимости.
2.
По назначению маркетинговую информацию делят на справочную, рекомендательную,
нормативную, сигнальную. Справочная информация носит ознакомительный,
вспомогательныйхарактер, отражает относительно стабильные величины объектов
маркетинга.
Рекомендательная
информация формируется в результате специальных маркетинговых исследований или
на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах
данных. Она содержит прогнозы продаж продукции, наиболее выгодные целевые
рынки, агентов- посредников, фирм-поставщиков сырья и т.д. Нормативная
информация формируется в основном в производственной сфере и включает нормы и нормативы
различных элементов производства, а также нормативные законодательные акты.
Сигнальная информация возникает, как правило, когда появляются отклонения
поведения объектов маркетинговой среды от запланированного.
Основными
этапами проектирования маркетинговой информационной системы на предприятии
являются:
-
изучение организации маркетинга на предприятии, распределение задач, прав и
ответственности в системе управления маркетингом;
-
определение потребности менеджеров в маркетинговой информации;
-
идентификация источников информации, определение процедур и инструментов ее
получения и анализа;
-
разработка плана предстоящих исследований, проектирование формата
заключительного
отчета и системы предоставления полученных результатов заинтересованным лицам;
-
разработка мероприятий по созданию и поддержанию банка данных, системы
обеспечения и оценки функционирования МИС. В целом маркетинговая информационная
система дает множество преимуществ, таких, как организованный сбор информации,
широкий кругозор, сохранение важной информации, избежание кризисов, координация
плана маркетинга и пр. Специалисты в области маркетинга считают, что дальнейшее
развитие МИС приведет к ее трансформации в систему поддержки маркетинговых
решений, являющуюся более гибкой, более простой в использовании, в основу
функционирования, которой положены интерактивные процедуры, и ориентированной
на принятие не стандартных творческих решений.