Методологические основы управления маркетингом на предприятии
Методологические основы управления маркетингом на
предприятии Маркетинг
согласно его широкому пониманию – это социально-управленческий процесс,
посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их
обмена получают то, в чем они нуждаются. На современном этапе возрастающее
значение приобретает совершенствование
экономических методов управления, основанных на принципах маркетинга. С
переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления
становиться актуальной научно- практической проблемой.
Объект
познания следует рассматривать как систему, функционирующую в среде и
взаимодействующую с другими системами. Поэтому сегодня методологией любого
научного познания, а значит и маркетинговых решений в области управления
выступает системный подход. Под системой вообще понимается устойчивая
совокупность взаимосвязанных компонентов (элементов), образующих целое. В
системе управления такими
элементами являются: цели и задачи, функции, структура, методы, кадры и
техническое обеспечение управления. Наиболее глубокую разработку принципов
управления еще в начале 20 века осуществил французский ученый А.Файоль. Им
сформировано 14 принципов управления, многие из которых не утратили своего
значения и в настоящее время:
-
разделение труда;
- полномочия
и ответственность;
-
дисциплина;
-
единоначалие;
-
единство управления (каждая система, действующая в рамках одной цели, должна
быть объединена единым планом и иметь одного руководителя);
-
подчиненность личных интересов общим;
-
вознаграждение персонала;
-
централизация;
-
скалярная цепь (это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от
занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и вниз, до руководителя
низового звена);
-
порядок;
-
справедливость;
-
стабильность рабочего места для персонала;
-
инициатива;
-
корпоративный дух.
Управление
маркетингом представляет собой сложный процесс воздействия субъекта управления
(в качестве которого выступает руководство фирмой, сбытовых организаций,
концернов, монополий, государственных органов) на объект управления, в качестве
которого выступают процессы и субъекты в системе маркетинга.
Управление
маркетингом на предприятии нужно рассматривать как целевую подсистему
управления производством. Управление производством, как известно, направлено на
осуществление определенных целей. Реализация каждой из этих целей
осуществляется с помощью целевого управления, которое по отношению к общему
управлению производством выступает как целевая подсистема.
Под
системой понимается устойчивая совокупность взаимосвязанных компонентов
(элементов), образующих целое. В системе управления такими элементами являются:
цели и задачи, функции, принципы, структура, методы, кадры и техническое
обеспечение управления. Управление маркетингом как подсистема целевого характера
должна:
-
во-первых, служить достижению общей цели управления производством и вместе с
тем иметь собственные задачи;
-
во-вторых, предусматривать определенные формы планирования, организации,
тимулирования, учета и т.п.;
-
в-третьих, ориентировать деятельность органов управления и исполнителей на
повышение эффективности маркетинговой деятельности;
- в
четвертых, служить одним из критериев оценки эффективности управления
производством.
Следовательно,
эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех
основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и
системы контроля на предприятии. Кроме того, выделяют такие функции управления,
как мотивация, регулирование и учет, а так же две несколько специфичных функций
– прогнозирование и анализ. Взаимосвязь между планированием, организацией
маркетинга и системой контроля представлена на рис.1.
Планирование
Организация Контроль
Рис. 1. Взаимосвязь между планированием, организацией и
контролем в системе управления маркетингом
Система
управления обладает свойствами, которых нет у отдельных составляющих ее
элементов. Ни один из них в отдельности не может осуществлять процесс
управления. Кроме того, управление нельзя рассматривать как закрытую систему –
она активно связана с другими компонентами хозяйственного механизма. Именно в
учете всех этих аспектов и состоит сущность системного подхода к управлению.
Система управления маркетингом требует создания организационно-экономического
механизма, быстро адаптирующегося в условиях внешней среды. А это, в свою
очередь, требует создания открытой системы управления. Традиционные подходы как
в советской школе управления, так и в зарубежной фактически игнорировали
воздействие внешней среды,ориентируясь
на неопределенность внутри организации, предполагая, что условия внешней среды
являются предсказуемыми и контролируемыми. Это можно найти в принципах научного
управления Фредерика Тейлора, в бюрократии Макса Вебера, в универсальном
процессе Анри Файоля. Основателем общей теории системы, на которой базируется
системный подход к управлению, считается известный физик и биолог Людовик фон
Берталанфи. Основная исходная посылка этой теории состоит в утверждении, что
для правильного понимания механизма функционирования той или иной единицы
действия ее следует рассматривать в качестве системы. Согласно Берталанфи,
существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Открытая система
находится в постоянном взаимодействии со своей внешней средой. Внешняя среда,
по сути, определяет вопрос о самом существовании экономической системы.
В
1967 году Джеймс Д. Томпсон в работе «Организация в действии» проанализировал
работу открытых и замкнутых систем управления и пришел к выводу, что
эффективной может быть система, которая взаимодействует с внешней средой и
адаптируется к ее условиям.
Для
открытых систем характерно взаимодействие с внешней средой, синергизм,
динамическое равновесие и равенство конечных результатов. Открытая система
управления имеет отрицательную обратную связь с внешней средой, что позволяет
осуществлять коррекцию деятельности в соответствии с изменениями. При этом
синергизм позволяет за счет открытости системы получить большой экономический
эффект, чем могут дать все ее подсистемы вместе взятые. Преимущества открытой
системы по сравнению с закрытыми отражены в таблице 1.
В
современных условиях при переходе к рыночным отношениям огромное значение имеет
использование данного опыта других стран в области управления маркетингом, а в
особенности управления качеством и конкурентоспособностью продукции. Наибольший
интерес в этом плане представляют системы управления, разработанные в Японии,
США, Швеции. Разработку теоретических основ здесь осуществляют Э.Деминг,
А.Файгенбаум, Ф.Кроссби, К.Исикава, Д.Джуран, Д.Харингтон и другие.
Основные
составляющие процесса управления маркетингом необходимо разрабатывать во
взаимосвязи друг с другом применительно к специфике рыночной деятельности
предприятия. В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно
применение системы стратегического планирования с ранжированием стратегических
задач, анализом позиции предприятия в конкурентной борьбе и выбором наиболее
эффективных стратегий. При оперативном планировании ближайшие цели предприятия
трансформируются в текущие программы действий, бюджеты и планы прибылей,
которые доводятся до каждого подразделения предприятия. Но стратегические цели
плохо
сочетаются
с исполнением текущих операций, поэтому стратегическое планирование должно
осуществляться не по подразделениям предприятия, а по отдельным проектам,
будущим направлениям деятельности и т.д. на основе отдельной системы управления
и контроля за исполнением. Связь между системой маркетинга и подфункцией
планирования активная и двухсторонняя. С одной стороны маркетинговые цели
оказывают решающее воздействие на систему планирования, с другой – реализация
всех
маркетинговых
мероприятий взаимоувязана в рамках плана-программы (рис.2). Плановость при
реализации программы маркетинга, которая по существу представляет собой
глобальный план и определяет содержание всех остальных планов предприятия
Организация
маркетинговой деятельности включает в свой состав следующие мероприятия:
-
построение организационной структуры управления маркетингом;
-
подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации;
-
распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
-
создание условий для эффективной работы сотрудников
маркетинговой
службы (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации,
средств оргтехники и т.д.);
-
организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами
организации.
Контроль
как одна из функций управления производственно- коммерческой деятельностью
предприятия занимает в маркетинге заметное место. Контроль должен обеспечивать
достижение предприятиемнамеченных
целей.
Контроль
маркетинга – это постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка
положения и процессов в области маркетинга. В связи с быстрыми изменениями
условий среды контроль маркетинга приобретает центральное значение. Основными
задачами контроля маркетинга являются установление степени достижения цели,выяснение
возможностей улучшения ситуации, проверка того, насколько приспособляемость
предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.
Организация контроля зависит от величины предприятия, квалификации персонала,
сложности контрольных задач и других факторов.
Рис.
2План-программа маркетинговой
деятельности предприятия
Таким
образом, путем использования маркетинга как подсистемы управления можно
избежать рисков и через маркетинговое воздействие осуществлять сознательное
управление рынком.