Суббота, 18.11.2017
ЭФ3 МАРКЕТИНГ
Меню сайта
Категории каталога
Интернет и маркетинг [4]
Главная » Статьи » Интернет и маркетинг » Интернет и маркетинг

Корпоративные информационные системы

Корпоративные информационные системы

 

На Западе в основу инфраструктуры электронного бизнеса легли объединения высокотехнологичных корпоративных инфор­мационных систем (КИС).

Основу КИС предприятий и организаций составляют так на­зываемые ERP-системы (системы планирования ресурсов пред­приятий).

Мировой опыт свидетельствует, что умело выбранная и вне­дренная ERP-система существенно улучшает управляемость предприятием и повышает эффективность его работы.

 

Важнейшей составляющей управленческой деятельности на любом предприятии служит планирование. Необходимость пла­нирования вызвана тем, что основные задержки в производстве продукции связаны, в первую очередь, с запаздыванием поставки комплектующих. Вследствие несвоевременной поставки ком­плектующих снижается эффективность производства (из-за не­допроизводства продукции), а на складах возникает переизбыток материалов, поступивших ранее намеченного срока. Кроме того, из-за нарушения баланса поставок комплектующих возникают различные сложности с их учетом в процессе производства и сопровождения продукции (рис. 1).


Рис 1.

 

ERP-система — набор интегрированных приложений, позво­ляющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

ERP-системы предназначены для управления всей финансо­вой и хозяйственной деятельностью предприятия. Они исполь­зуются для оперативного предоставления руководству предпри­ятия информации, необходимой для принятия управленческих решений, для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями. В ERP-системах реализованы следующие основные функциональ­ные блоки.

  • Планирование продаж и производства. Результат действия блока — разработка плана производства основных видов про­дукции.
  • Управление спросом. Данный блок предназначен для: про­гноза будущего спроса на продукцию; определения объема зака­зов, которые можно предложить клиенту в конкретный момент времени; определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия и др.
  • Укрупненное планирование мощностей. Используется для конкретизации планов производства и определения степени их выполнимости.

Основной план производства (план-график выпуска про­дукции). Определяется продукция в конечных единицах (изде­лиях) со сроками изготовления и количеством.

  • Планирование потребностей в материалах. Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов, покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные сроки их поставки для выполнения плана.
  • Спецификация изделий. Определяет состав конечного изде­лия, материальные ресурсы, необходимые для его изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между основным планом производства и планом потребностей в материалах.
  • Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, оп­ределяются производственные мощности.
  • Маршрутизация/рабочие центры. С помощью данного бло­ка конкретизируются как производственные мощности различ­ного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми вы­пускаются изделия.

 

Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям.

Управление закупками, запасами, продажами.

 

  • Управление финансами (ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и др.).
  • Управление затратами (учет всех затрат предприятия и каль­куляция себестоимости готовой продукции или услуг).
  • Управление проектами/программами.

Кроме того, для ERP-систем практически обязательно нали­чие возможности электронного обмена данными, а также моде­лирования ряда ситуаций, связанных, в первую очередь, с плани­рованием и прогнозированием.

В соответствии с современными требованиями ERP-система должна включать следующие модули (рис.2):

  • управление логистическими цепочками SCM (ранее — DRP, Distribution Resource Planning);
  • усовершенствованное планирование и составление про­изводственных графиков APS (Advanced Planning and Scheduling);
  • управление взаимоотношениями с клиентами — CRM (ра­нее назывался модулем автоматизации продаж — Sales Force Automation);
  • электронная коммерция ЕС (Electronic Commerce); управление данными об изделии PDM (Product Data Management);
  • надстройка Business Intelligence, включающая решения на основе технологий OLAP и DSS (Decision Support Systems); автономный модуль, отвечающий за конфигурирование системы (Stand Alone Configuration Engine, SCE); окончательное (детализированное) планирование ресурсов FRP (Finite Resource Planning).

Планирование загрузки производственных линий современ­ного предприятия (а именно такие предприятия приводят в ка­честве примеров эффективного использования возможностей электронного бизнеса) осуществляется его ERP-системой авто­матически, исходя из параметров (объемы партий, номенклатура продукции, сроки поставки), которые были введены в нее на основе поступающих заказов. Время, необходимое для перена­ладки оборудования при смене конфигурации выпускаемой продукции, также учитывается ERP-системой при планировании производства и расчете себестоимости продукции.

Классический пример действия ERP-технологии. Компания, принадлежащая иностранному промышленному концерну и производящая электрическое обо­рудование на территории России, имеет ERP-систему, отслежи­вающую достаточность комплектующих на ее складе. Как только запас тех или иных деталей на складе опускается ниже установ­ленного уровня, система предприятия автоматически формирует заказ, который через интернет-шлюз поступает в ERP-систему иностранного поставщика. Последняя анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и про­чих внутренних факторов, формирует для заказчика подтверж­дение о принятии заказа и планируемом сроке поставки дета­лей. Это подтверждение, также через интернет-шлюз, поступает в ERP-систему компании-заказчика, а она, исходя из планируе­мой даты и объема поставки, формирует планируемые складские запасы. Эти данные, в свою очередь, используются заказчиком при планировании производства. Безусловно, обмен данными между компаниями сопровождается подписанием реальных кон­трактов, предусмотренных законодательством. Но сам процесс закупок при этом полностью автоматизирован и оптимизирован.

 

Основные достоинства ERP-систем

 

Главная цель внедрения ERP-системы — интеграция всех бизнес-процессов предприятия по единым правилам и обеспе­чение оперативного получения информации руководством обо всех сторонах деятельности предприятия.

1.  Возможность замены множества унаследованных автоном­ных корпоративных приложений (в большинстве своем устарев­ших), не удовлетворяющих требованиям современного бизнеса, одной ERP-системой.

2.Повышение конкурентоспособности предприятия.

 

По мнению аналитиков, внедрение ERP-систем способствует: сокращению складских запасов предприятия на 8—35%, росту производительности труда на 8—27%, увеличению числа свое­временно выполненных заказов на 7—20%.

Внедрение ERP-системы на предприятиях любого размера и профиля деятельности обеспечивает следующие преимущества.

  • Появляется возможность принимать более обоснованные и оперативные решения.
  • Сокращается число ошибок персонала предприятия и не­нужных операций за счет объединения корпоративной инфор­мации в едином репозитарии.
  • Повышается производительность труда персонала пред­приятия.
  • Улучшаются качество обслуживания клиентов и взаимоот­ношений с поставщиками, а также возрастают возможности увеличения числа клиентов и поставщиков.
  • Стандартизируются и унифицируются производственные процессы (например, методы учета и контроля), а также управ­ление персоналом.
  • Улучшаются возможности прогнозирования и планирования деятельности предприятия (в частности, закупок материалов), что повышает эффективность всего производственного процесса.
  • Сокращается срок выхода на рынок новых продуктов и услуг (time-to-market) за счет оптимизации бизнес-процессов и производственных операций (например, уменьшения времени обработки заказа) и возможности создания изделий в рамках ИИС (в интеграции с приложениями CAD/CAM/CAE, PDM и др.).
  • Сокращаются издержки на управление, непродуктивные расходы и себестоимость продукции. При этом надо иметь в виду, что каждый модуль ERP-системы снижает стоимость соответст­вующего вида управленческой деятельности, но не стоимость материалов, рабочей силы, энергоносителей и комплектующих, т.е. в себестоимости изделия уменьшается доля, привнесенная затратами на обеспечение процессов управления, за счет чего и уменьшается себестоимость изделия в целом.
  • Улучшаются возможности управления оборотными средст­вами за счет значительного снижения складских запасов, а сле­довательно, увеличиваются оборачиваемость товаров и доходы предприятия.

 

Использование В2В-моделей ведения бизнеса способст­вует созданию объединенных информационных, торговых, рас­четных, коммуникационных и других сетей на макроуровне — отдельных отраслей (так называемая вертикальная бизнес-модель) или группы однородных компаний (горизонтальная бизнес-модель). При этом само наполнение В2В-систем может быть самым разнообразным — начиная от конкретных сайтов (предоставляющих информацию по специализированной тема­тике), систем аукционной торговли, организующих торговлю и обмен сырьем, материалами, оборудованием, услугами и т.д., и кончая системами, объединяющими в единое целое промыш­ленные корпорации с огромным количеством смежных пред­приятий. При этом успешное развитие В2В-систем, в отличие от В2С, позволяет активно применять их у нас в стране уже на те­кущем этапе развития телекоммуникаций.

 

Если для успешного развития В2С-систем необходимо зна­чительное число частных пользователей, формирующих доста­точный покупательский спрос, а значит, не только широкое раз­витие соответствующей сети у нас в стране, но также наличие развитых платежных систем, служб доставки, адекватного зако­нодательного регулирования (вплоть до вопросов налогообложе­ния удаленных продаж), а также доверия покупателей и доста­точного объема денежных средств, которые они могли бы израс­ходовать в сети, то для В2В-моделей нужно только подключение к Интернету ограниченного и заранее известного круга корпора­тивных пользователей, принимающих участие в реализации конкретного проекта. При этом чаще всего не требуется создания дополнительных расчетных и транспортно-логических систем.

 

В силу низких рыночных барьеров и широкой универсализа­ции конкуренция в В2С-моделях как правило огромна, а фор­мирование устойчивых брендов и удержание лояльных клиентов очень сложно и предполагает высокие затраты на агрессивный маркетинг и рекламу, ведение ценовых войн.

 

А В2В-системы, как правило, создаются по принципу глубо­кой специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов. В итоге финансовый результат здесь формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным.

В настоящее время реализуются бизнес-модели:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные;
  • инфраструктурные (включая программное обеспечение для В2В);
  • рекламные и маркетинговые;
  • прочие (продажа товаров корпоративным пользователям, услуги по подбору персонала, почтовые услуги, прочие направ­ления).

Самыми интересными, в чистом виде реализующими пре­имущества моделей В2В, являются вертикальные и горизонталь­ные модели. Остальные скорее похожи на модификацию анало­гичного бизнеса в В2С для корпоративных пользователей.

Вертикальные модели действуют в границах выбранной от­расли, где за счет повышения эффективности межфирменного взаимодействия получают прибыль в виде процента с оборота, рекламы и т.д. Одной из наиболее показательных компаний, применяющих данную модель, является Healtheon/WebM, кото­рая создала систему VHN (Virtual Healthcare Networks), позво­ляющую безопасно обмениваться информацией среди несовмес­тимых информационных систем здравоохранения. Система VHN поддерживает широкий диапазон операций, включая ведение реестров, проверку подлинности, направление на авторизацию, заказ лабораторных и диагностических тестов, пополнение кли­нической информации и обработку запросов. В результате сис­тема связывает лечебные, фармацевтические и страховые ком­пании и позволяет автоматизировать процесс обработки доку­ментов и страховых выплат по прописываемым лекарствам, что экономит средства страховых компаний, часть из которых идет на оплату труда.

Таким образом, вертикальные схемы способствуют решению специфических вопросов конкретной отрасли, обеспечивая взаи­мосвязь компаний-участников.

 

Активно применяемой на практике, является горизонтальная модель, объединяющая «под одной крышей» (в рамках торговой, расчетной или аукционной системы) группы компаний, принадлежащих к различным от­раслям, но решающих схожие задачи: поиск и продажа сырья, материалов, нового и неиспользуемого оборудования, свободных производственных мощностей, капитала и т.д.

 

Иллюстрацией воплощения такой бизнес-модели служит сов­местный проект CommerceOne (CMRC) и General Motors (GM) (при участии Cisco System), который состоит в применении платформы BuySite для создания единой системы, призванной повысить эффективность взаимодействия GM с тысячами постав­щиков комплектующих частей и оборудования, обеспечивающей мониторинг текущих товарно-материальных запасов, выявления потребностей и выставления заказов, а также разработку опти­мальных путей доставки комплектующих на значительно удален­ные в географическом плане заводы.

 

Часто обе эти модели применяются в смешанном виде, как, например, в случае компании VerticalNet (VERT), управляющей 47 торговыми системами в 47 отраслях, которые охватывают весь спектр деловой активности, начиная от продажи моющих средств и заканчивая научными исследованиями и биотехнологией.

 

Выбор конкретной бизнес-схемы зависит от спектра товаров, производимых компанией (монопродуктовые компании и ком­пании с широким спектром товаров), от покупательной способ­ности компании определенной отрасли. Если компания произ­водит много видов товаров, то ей имеет смысл создать sell-сайт, который будут использовать покупатели ее продукции. Так, 84% продаж компании Cisco System осуществляются при помощи Интернета.

 

Компании с высокой покупательной способностью создают buy-сайт. К таким компаниям относятся General Motors, Ford, Chrysler в США, на долю которых в общем объеме бизнеса в США в настоящее время приходится 78%. Используя возмож­ности Интернета, эти компании способствуют росту эффектив­ности сделок со своими поставщиками.

Альтернативой для остальных участников рынка служат электронные торговые площадки. Компании могут не произво­дить большого ассортимента товаров, но обладать достаточно высокой покупательной способностью и стать участниками вер­тикального электронного рынка. А если у них большой разброс направлений деятельности (транспортные услуги, финансовые услуги или что-то еще), то им необходимо нацеливаться на уча­стие в региональном электронном рынке.

 

Создавая рынок, компания может пойти несколькими путями. Первый вариант: компания создает пул, собрав голоса потенци­альных участников. С этой целью проводятся исследования круп­ных компаний, которые смогут станут участниками создаваемого рынка. Другой вариант: несколько компаний, например General Motors, Chrysler, Ford, образуют единый товарный рынок и предлагают присоединиться к нему еще одной компании, ска­жем Volkswagen. Третий вариант: создание рынка «с нуля» (рынков для многих товаров, например пластмассы, раньше просто не существовало).

В конечном счете, эффективность использования электрон­ной площадки зависит от отрасли, от вида производственной деятельности. Если компания производит предметы потребле­ния, то ценовое давление рынка на нее будет намного выше, потому что присутствующие и предлагаемые товары здесь взаи­мозаменяемы. Другой пример: издержки процесса приобретения товаров в отраслях сферы обслуживания просто огромны и дос­тигают 40%. Такие компании смогут значительно сэкономить на издержках при покупке, используя электронную торговлю. Вме­сте с тем они могут процветать и не используя В2В, продолжая работать по старой схеме, и действительно будут находить по­ставщиков, которые предложат им выгодную цену.

 

Основа функционирования электронных торговых площадок (ЭТП) на Западе — альянсы, прозрачность, отлаженный бизнес и технологическая готовность участников. Ни одна из россий­ских площадок в полной мере этими свойствами не отличается.

Идея ЭТП проста — свести покупателей и продавцов. Созда­телей площадки привлекает возможность заработать на комис­сионных, абонентской плате, рекламе, информационных услу­гах. Но основной мотив организаторов — получить доходы от размещения акций ЭТП на первичном рынке.

 

Участникам электронная площадка интересна тем, что по­зволяет значительно снизить издержки, как производственные, так и транзакционные, и расширить рынки сбыта. По данным компании IBS, ведущего российского системного интегратора, экономия от использования схем В2В может достигать 15% по закупкам и 22% по сбыту.

Снижения издержек участники площадок достигают за счет оптимизации логистики, консолидации закупок, устранения во­ровства, исчезновения посреднической маржи и, самое важное, за счет достижения оптимальной цены. Как правило, тот, для кого ожидаемый экономический эффект от внедрения площад­ки будет наибольшим, выступает инициатором создания пло­щадки. И здесь все зависит от типа рынка.

Если это рынок покупателя, то, интегрируя собственные системы снабжения в системы пула поставщиков, он может соз­дать ЭТП для обеспечения своих нужд. Например, автомобильная отрасль устроена так, что у трех-четырех крупных производите­лей есть несколько тысяч поставщиков запчастей и материалов. Такая площадка позволит автомобильным гигантам сбить цены поставщиков за счет прозрачности и конкуренции между ними.

 

На рынке продавца, за счет прямого общения с большим ко­личеством покупателей, последний стремится повысить цену.

Есть и так называемые «независимые площадки», эффектив­ные на сильно фрагментированных рынках, где нет ни домини­рующего покупателя, ни продавца. Примерами такого рынка могут служить рынки агропромышленной продукции в западных странах или, например, панъевропейский рыбный рынок Pefa.

 

В идеале любая площадка должна быть нейтральной по от­ношению ко всем игрокам, и каждый из них должен быть уве­рен, что работают только на свой интерес. С другой стороны, необходимо, чтобы площадка была ликвидной, чтобы через нее проходили большие объемы торговли. Понятно, что достичь этого без участия крупнейших игроков отрасли невозможно. Однако при такой рыночной власти, какая бывает у крупных компаний, потребности в услугах открытой площадки у каждой из них в отдельности нет. Создателям площадки, ратующим за успешность и независимость ЭТП, нужны ключевые игроки, заинтересованные в появлении такой площадки. Это приводит к созданию альянсов. Создание альянса — самая сложная задача, стоящая перед организаторами ЭТП. «Объяснить злейшим кон­курентам, что совместные усилия позволят им снизить издерж­ки, задача не из легких, но от успешности ее решения целиком зависит судьба самой площадки».

 

Не стоит считать электронные торговые площадки предме­том заботы только тех компаний, которые ведут бизнес в сек­торе В2В. Кроме классического дуэта В2В и В2С существуют и другие схемы.

 

Например, любой электронный аукцион, относится к так называемой С2С-сфере (customer-to-customer) электронного бизнеса — к бизнесу «потребитель-потребитель». Вокруг web-сайта складывается некоторое интер­нет-сообщество людей, объединенных вполне конкретными ин­тересами. Их количество прямо пропорционально усилиям уча­стников проекта по раскрутке web-сайта и организации необхо­димых сервисов. В результате электронные аукционы становятся отменной рекламной площадкой, на которой заведомо известны количественный и качественный состав аудитории. Более того, все посетители делятся на достаточно четко очерченные подка­тегории «по интересам»: кто-то чаще посещает автомобильные аукционы, кто-то — книжные. А значит, эффективность рекла­мы на сайтах, собравших вокруг себя определенное сообщество, будет значительно выше.

 

Еще один потенциальный источник дохода — проведение мар­кетинговых исследований. Маркетинговое исследование и его ре­зультаты способствуют эффективной адаптации деятельности фирмы к состоянию рынка и к требованию конечного потреби­теля. Они включают: исследование характеристик рынка; иссле­дование внутренних действительных и потенциальных возмож­ностей фирмы.

 

Проведение маркетинговых исследований связано с необхо­димостью уменьшения риска осуществляемой предприниматель­ской деятельности. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы удовлетворить возникающие потребности покупателя с мини­мальным риском и максимумом полезности, как для потребите­ля, так и для себя. При этом задача маркетинговой службы за­ключается в том, чтобы обеспечить руководителя или соответст­вующие иерархические инстанции, ответственные за принятие решений, качественной маркетинговой информацией.

 

Аукционы интересны тем, что в них реализована схема есте­ственного ценообразования. А это великолепный банк данных для правильного ценообразования и исследования потенциаль­ных возможностей рынка для фирм, работающих в сфере произ­водства и продажи товаров и услуг, выставляемых на торги. Именно возможности правильного ценообразования, по всей видимости, послужили отправной точкой для создания большого количества аукционов при интернет-магазинах. Обычно на таких аукционах выставляются на продажу те товары, что есть в мага­зине. Но цены, по которым они продаются на аукционе, могут значительно отличаться от их цен на «прилавке».

Таким образом, проекты типа электронных аукционов нель­зя отнести только к сфере «потребитель-потребитель». Опосре­дованно они представляют сферы «бизнес-бизнес» и «бизнес-пользователь». Это верно и в отношении любых «интернет-клубов по интересам», формирующих вокруг себя большие сооб­щества пользователей. Кстати, формировать подобные сообще­ства могут и компании — производители товаров, для которых это становится дополнительной и не очень дорогой рекламой.

 

Впрочем, аукционы могут представлять сферу «бизнес-бизнес» непосредственно. Например, всевозможные энергетические аук­ционы и биржи.

Информационные технологии применяются всеми участни­ками рынка — и хозяйствующими субъектами, и государством, выполняющим функции регулятора рыночных процессов. Зародив­шиеся новые информационные отношения рыночных субъектов нашли отражение в специфической схеме «бизнес-государство» или «бизнес-правительство» (business-to-government, B2G), кото­рая лежит в основе концепции «электронного правительства». При этом концепцию «электронного правительства» можно от­нести не только к сфере экономических наук, но и наук о госу­дарстве (теории государства и права, государствоведения, поли­тологии и др.).

 

Современный подход к государству исходит из того, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы; оно выступает субъектом мирового рынка, обобщая деятельность своих внутренних экономических агентов; у него есть акционеры и одновременно клиенты — граж­дане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. Согласно тако­му подходу «государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться к тому, чтобы удовлетворять интересы, прежде всего своих акционеров, а с этой целью — повышать свою эффектив­ность, точно так же, как корпорация должна повышать свою капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные».

Какую бы схему ведения электронного бизнеса ни выбрала компания, оценка прибыльности (или убыточности) интернет-проекта всегда остается сложной. Во всем мире в Интернете ин­вестируют венчурные капиталисты. Россия не стала исключени­ем. Венчурными инвесторами автоматически становятся все, кто вкладывает в Интернет, пока тот остается инновационным рис­ковым проектом. Инвестору в компании high-tech важно быть готовым к долгосрочным и планово убыточным проектам (риск состоит в том, что отдачи от инвестиций не будет вовсе). Но ожидаемая прибыль венчурных предприятий, как правило, мно­гократно превышает прибыль предприятий обычных. Это при­влекает инвесторов и объясняет небывало высокую капитализа­цию интернет-компаний. Однако инновационные проекты не имеют коммерческой апробации, и поэтому убедить инвестора в перспективности проекта подчас бывает очень сложно.

 

По мнению Ю. Ровенского, генерального директора ОАО «Юниверс-Онлайн», существуют два пути заработка в Сети. Первый — разогрев рынка и игра на перепродаже. Здесь созда­ются и быстро продаются «витринки», ничего собой не пред­ставляющие в смысле бизнес-модели. Они выращивают новые проекты и продвигают их на рынке как классические новые то­вары, получая доход от разницы между себестоимостью и ценой. Это небольшие, но очень быстрые и привлекательные деньги. Второй — инвестирование в проекты, нацеленные на окупаемость. Однако на сегодняшний день ни один проект не приносит при­были в чистом виде. Многие рассчитывают еще заработать на буме интернет-рекламы, но доходы от рекламы в интернет-биз­несе вряд ли когда-либо будут на первом месте.

 

Особенности бизнеса на высоких технологиях (являющегося венчурным и планово убыточным предприятием) заключаются в необходимости значительного реинвестирования.

 

Однако здесь важно сказать о следующем. В то время как предприятия электронной коммерции с большими оборотами остаются низкорентабельными, тем не менее они способствуют формированию центров прибыли. Прибыль же формируется у реальных владельцев тех товаров и услуг, которые через этот канал распространяются. Четко формировать центры прибыли и центры убыточности по­зволяет вертикальная интеграция. Во всем мире в электронную коммерцию деньги инвестируют как в средство продвижения. Интернет это не бизнес, а новая среда для бизнеса.

 

Таким образом, компании, желающие реализовать конкрет­ные товары и услуги (т.е. заниматься конкретной предпринима­тельской деятельностью) в Интернете, могут использовать различ­ные схемы ведения сетевого бизнеса в зависимости от специфики отрасли, в которой они работают, от собственных возможностей и от целей, которые они перед собой ставят. Они могут также действовать и по принципу «перекрестного опыления», т.е. соче­тания и взаимного дополнения различных моделей электронного бизнеса и схем традиционной, онлайновой деловой активности. Трудно сказать, какая модель эффективнее, не обратившись к конкретному виду предпринимательской деятельности и услови­ям, в которых она оказывается в виртуальном мире.

 

 

Категория: Интернет и маркетинг | Добавил: SNaP (30.04.2009)
Просмотров: 1577 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz