На Западе в основу инфраструктуры электронного бизнеса легли
объединения высокотехнологичных корпоративных информационных систем (КИС).
Основу КИС предприятий и организаций составляют так называемые
ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятий).
Мировой опыт свидетельствует, что умело выбранная и внедренная
ERP-система существенно улучшает управляемость предприятием и повышает
эффективность его работы.
Важнейшей составляющей управленческой деятельности на любом
предприятии служит планирование. Необходимость планирования вызвана тем, что
основные задержки в производстве продукции связаны, в первую очередь, с
запаздыванием поставки комплектующих. Вследствие несвоевременной поставки комплектующих
снижается эффективность производства (из-за недопроизводства продукции), а на
складах возникает переизбыток материалов, поступивших ранее намеченного срока.
Кроме того, из-за нарушения баланса поставок комплектующих возникают различные
сложности с их учетом в процессе производства и сопровождения продукции (рис.
1).
Рис 1.
ERP-система —
набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную
информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа
всех основных бизнес-операций предприятия.
ERP-системы предназначены для управления всей финансовой и
хозяйственной деятельностью предприятия. Они используются для оперативного
предоставления руководству предприятия информации, необходимой для принятия
управленческих решений, для создания инфраструктуры электронного обмена данными
предприятия с поставщиками и потребителями. В ERP-системах реализованы
следующие основные функциональные блоки.
Планирование продаж и производства.
Результат действия блока — разработка плана производства основных видов
продукции.
Управление спросом. Данный блок
предназначен для: прогноза будущего спроса на продукцию; определения
объема заказов, которые можно предложить клиенту в конкретный момент
времени; определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия и
др.
Укрупненное планирование мощностей.
Используется для конкретизации планов производства и определения степени
их выполнимости.
Основной план производства (план-график выпуска продукции).
Определяется продукция в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления
и количеством.
Планирование потребностей в материалах.
Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов,
покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные
сроки их поставки для выполнения плана.
Спецификация изделий. Определяет
состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его
изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном
между основным планом производства и планом потребностей в материалах.
Планирование потребностей в мощностях.
На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются
производственные мощности.
Маршрутизация/рабочие центры. С
помощью данного блока конкретизируются как производственные мощности
различного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми выпускаются
изделия.
Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям.
Управление закупками, запасами, продажами.
Управление финансами (ведение
Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств,
управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и
др.).
Управление затратами (учет всех
затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или
услуг).
Управление проектами/программами.
Кроме того, для ERP-систем практически обязательно наличие
возможности электронного обмена данными, а также моделирования ряда ситуаций,
связанных, в первую очередь, с планированием и прогнозированием.
В соответствии с современными требованиями ERP-система
должна включать следующие модули (рис.2):
управление
логистическими цепочками SCM (ранее — DRP, Distribution Resource
Planning);
усовершенствованное
планирование и составление производственных графиков APS (Advanced
Planning and Scheduling);
управление
взаимоотношениями с клиентами — CRM (ранее назывался модулем
автоматизации продаж — Sales Force Automation);
электронная
коммерция ЕС (Electronic Commerce); управление данными об изделии PDM
(Product Data Management);
надстройка
Business Intelligence, включающая решения на основе технологий OLAP и DSS
(Decision Support Systems); автономный модуль, отвечающий за
конфигурирование системы (Stand Alone Configuration Engine, SCE);
окончательное (детализированное) планирование ресурсов FRP (Finite
Resource Planning).
Планирование загрузки производственных линий современного
предприятия (а именно такие предприятия приводят в качестве примеров
эффективного использования возможностей электронного бизнеса) осуществляется
его ERP-системой автоматически, исходя из параметров (объемы партий,
номенклатура продукции, сроки поставки), которые были введены в нее на основе
поступающих заказов. Время, необходимое для переналадки оборудования при смене
конфигурации выпускаемой продукции, также учитывается ERP-системой при
планировании производства и расчете себестоимости продукции.
Классический пример действия ERP-технологии. Компания,
принадлежащая иностранному промышленному концерну и производящая электрическое
оборудование на территории России, имеет ERP-систему, отслеживающую
достаточность комплектующих на ее складе. Как только запас тех или иных деталей
на складе опускается ниже установленного уровня, система предприятия
автоматически формирует заказ, который через интернет-шлюз поступает в
ERP-систему иностранного поставщика. Последняя анализирует его, ставит в
очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних
факторов, формирует для заказчика подтверждение о принятии заказа и
планируемом сроке поставки деталей. Это подтверждение, также через
интернет-шлюз, поступает в ERP-систему компании-заказчика, а она, исходя из
планируемой даты и объема поставки, формирует планируемые складские запасы.
Эти данные, в свою очередь, используются заказчиком при планировании
производства. Безусловно, обмен данными между компаниями сопровождается
подписанием реальных контрактов, предусмотренных законодательством. Но сам
процесс закупок при этом полностью автоматизирован и оптимизирован.
Основные достоинства
ERP-систем
Главная цель внедрения ERP-системы — интеграция всех
бизнес-процессов предприятия по единым правилам и обеспечение оперативного
получения информации руководством обо всех сторонах деятельности предприятия.
1.Возможность замены
множества унаследованных автономных корпоративных приложений (в большинстве
своем устаревших), не удовлетворяющих требованиям современного бизнеса, одной
ERP-системой.
2.Повышение конкурентоспособности предприятия.
По мнению аналитиков, внедрение ERP-систем способствует:
сокращению складских запасов предприятия на 8—35%, росту производительности
труда на 8—27%, увеличению числа своевременно выполненных заказов на 7—20%.
Внедрение ERP-системы на предприятиях любого размера и
профиля деятельности обеспечивает следующие преимущества.
Появляется
возможность принимать более обоснованные и оперативные решения.
Сокращается
число ошибок персонала предприятия и ненужных операций за счет
объединения корпоративной информации в едином репозитарии.
Повышается
производительность труда персонала предприятия.
Улучшаются
качество обслуживания клиентов и взаимоотношений с поставщиками, а также
возрастают возможности увеличения числа клиентов и поставщиков.
Стандартизируются
и унифицируются производственные процессы (например, методы учета и
контроля), а также управление персоналом.
Улучшаются
возможности прогнозирования и планирования деятельности предприятия (в
частности, закупок материалов), что повышает эффективность всего
производственного процесса.
Сокращается
срок выхода на рынок новых продуктов и услуг (time-to-market) за счет
оптимизации бизнес-процессов и производственных операций (например,
уменьшения времени обработки заказа) и возможности создания изделий в
рамках ИИС (в интеграции с приложениями CAD/CAM/CAE, PDM и др.).
Сокращаются
издержки на управление, непродуктивные расходы и себестоимость продукции.
При этом надо иметь в виду, что каждый модуль ERP-системы снижает
стоимость соответствующего вида управленческой деятельности, но не
стоимость материалов, рабочей силы, энергоносителей и комплектующих, т.е.
в себестоимости изделия уменьшается доля, привнесенная затратами на
обеспечение процессов управления, за счет чего и уменьшается себестоимость
изделия в целом.
Улучшаются
возможности управления оборотными средствами за счет значительного
снижения складских запасов, а следовательно, увеличиваются
оборачиваемость товаров и доходы предприятия.
Использование В2В-моделей ведения бизнеса способствует
созданию объединенных информационных, торговых, расчетных, коммуникационных и
других сетей на макроуровне — отдельных отраслей (так называемая вертикальная
бизнес-модель) или группы однородных компаний (горизонтальная бизнес-модель).
При этом само наполнение В2В-систем может быть самым разнообразным — начиная от
конкретных сайтов (предоставляющих информацию по специализированной тематике),
систем аукционной торговли, организующих торговлю и обмен сырьем, материалами,
оборудованием, услугами и т.д., и кончая системами, объединяющими в единое
целое промышленные корпорации с огромным количеством смежных предприятий. При
этом успешное развитие В2В-систем, в отличие от В2С, позволяет активно
применять их у нас в стране уже на текущем этапе развития телекоммуникаций.
Если для успешного развития В2С-систем необходимо значительное
число частных пользователей, формирующих достаточный покупательский спрос, а
значит, не только широкое развитие соответствующей сети у нас в стране, но
также наличие развитых платежных систем, служб доставки, адекватного законодательного
регулирования (вплоть до вопросов налогообложения удаленных продаж), а также
доверия покупателей и достаточного объема денежных средств, которые они могли
бы израсходовать в сети, то для В2В-моделей нужно только подключение к
Интернету ограниченного и заранее известного круга корпоративных
пользователей, принимающих участие в реализации конкретного проекта. При этом
чаще всего не требуется создания дополнительных расчетных и
транспортно-логических систем.
В силу низких рыночных барьеров и широкой универсализации
конкуренция в В2С-моделях как правило огромна, а формирование устойчивых
брендов и удержание лояльных клиентов очень сложно и предполагает высокие
затраты на агрессивный маркетинг и рекламу, ведение ценовых войн.
А В2В-системы, как правило, создаются по принципу глубокой
специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов. В итоге
финансовый результат здесь формируется в виде комиссионных от более четко
просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли
более достоверным.
В настоящее время реализуются бизнес-модели:
вертикальные;
горизонтальные;
смешанные;
инфраструктурные
(включая программное обеспечение для В2В);
рекламные
и маркетинговые;
прочие
(продажа товаров корпоративным пользователям, услуги по подбору персонала,
почтовые услуги, прочие направления).
Самыми интересными, в чистом виде реализующими преимущества
моделей В2В, являются вертикальные и горизонтальные модели. Остальные скорее
похожи на модификацию аналогичного бизнеса в В2С для корпоративных
пользователей.
Вертикальные
модели действуют в границах выбранной отрасли, где за счет повышения
эффективности межфирменного взаимодействия получают прибыль в виде процента с
оборота, рекламы и т.д. Одной из наиболее показательных компаний, применяющих
данную модель, является Healtheon/WebM, которая создала систему VHN (Virtual
Healthcare Networks), позволяющую безопасно обмениваться информацией среди
несовместимых информационных систем здравоохранения. Система VHN поддерживает
широкий диапазон операций, включая ведение реестров, проверку подлинности,
направление на авторизацию, заказ лабораторных и диагностических тестов,
пополнение клинической информации и обработку запросов. В результате система
связывает лечебные, фармацевтические и страховые компании и позволяет
автоматизировать процесс обработки документов и страховых выплат по
прописываемым лекарствам, что экономит средства страховых компаний, часть из
которых идет на оплату труда.
Таким образом, вертикальные схемы способствуют решению
специфических вопросов конкретной отрасли, обеспечивая взаимосвязь
компаний-участников.
Активно применяемой на практике, является горизонтальная модель, объединяющая
«под одной крышей» (в рамках торговой, расчетной или аукционной системы) группы
компаний, принадлежащих к различным отраслям, но решающих схожие задачи: поиск
и продажа сырья, материалов, нового и неиспользуемого оборудования, свободных
производственных мощностей, капитала и т.д.
Иллюстрацией воплощения такой бизнес-модели служит совместный
проект CommerceOne (CMRC) и General Motors (GM) (при участии Cisco System),
который состоит в применении платформы BuySite для создания единой системы,
призванной повысить эффективность взаимодействия GM с тысячами поставщиков
комплектующих частей и оборудования, обеспечивающей мониторинг текущих
товарно-материальных запасов, выявления потребностей и выставления заказов, а
также разработку оптимальных путей доставки комплектующих на значительно
удаленные в географическом плане заводы.
Часто обе эти модели применяются в смешанном виде, как,
например, в случае компании VerticalNet (VERT), управляющей 47 торговыми
системами в 47 отраслях, которые охватывают весь спектр деловой активности,
начиная от продажи моющих средств и заканчивая научными исследованиями и
биотехнологией.
Выбор конкретной бизнес-схемы зависит от спектра товаров,
производимых компанией (монопродуктовые компании и компании с широким спектром
товаров), от покупательной способности компании определенной отрасли. Если
компания производит много видов товаров, то ей имеет смысл создать sell-сайт,
который будут использовать покупатели ее продукции. Так, 84% продаж компании
Cisco System осуществляются при помощи Интернета.
Компании с высокой покупательной способностью создают buy-сайт.
К таким компаниям относятся General Motors, Ford, Chrysler в США, на долю
которых в общем объеме бизнеса в США в настоящее время приходится 78%.
Используя возможности Интернета, эти компании способствуют росту эффективности
сделок со своими поставщиками.
Альтернативой для остальных участников рынка служат
электронные торговые площадки. Компании могут не производить большого
ассортимента товаров, но обладать достаточно высокой покупательной способностью
и стать участниками вертикального электронного рынка. А если у них большой
разброс направлений деятельности (транспортные услуги, финансовые услуги или
что-то еще), то им необходимо нацеливаться на участие в региональном
электронном рынке.
Создавая рынок, компания может пойти несколькими путями.
Первый вариант: компания создает пул, собрав голоса потенциальных участников.
С этой целью проводятся исследования крупных компаний, которые смогут станут
участниками создаваемого рынка. Другой вариант: несколько компаний, например
General Motors, Chrysler, Ford, образуют единый товарный рынок и предлагают
присоединиться к нему еще одной компании, скажем Volkswagen. Третий вариант:
создание рынка «с нуля» (рынков для многих товаров, например пластмассы, раньше
просто не существовало).
В конечном счете, эффективность использования электронной
площадки зависит от отрасли, от вида производственной деятельности. Если
компания производит предметы потребления, то ценовое давление рынка на нее
будет намного выше, потому что присутствующие и предлагаемые товары здесь взаимозаменяемы.
Другой пример: издержки процесса приобретения товаров в отраслях сферы
обслуживания просто огромны и достигают 40%. Такие компании смогут значительно
сэкономить на издержках при покупке, используя электронную торговлю. Вместе с тем
они могут процветать и не используя В2В, продолжая работать по старой схеме, и
действительно будут находить поставщиков, которые предложат им выгодную цену.
Основа функционирования электронных торговых площадок (ЭТП)
на Западе — альянсы, прозрачность, отлаженный бизнес и технологическая
готовность участников. Ни одна из российских площадок в полной мере этими
свойствами не отличается.
Идея ЭТП проста — свести покупателей и продавцов. Создателей
площадки привлекает возможность заработать на комиссионных, абонентской плате,
рекламе, информационных услугах. Но основной мотив организаторов — получить
доходы от размещения акций ЭТП на первичном рынке.
Участникам электронная площадка интересна тем, что позволяет
значительно снизить издержки, как производственные, так и транзакционные, и
расширить рынки сбыта. По данным компании IBS, ведущего российского системного
интегратора, экономия от использования схем В2В может достигать 15% по закупкам
и 22% по сбыту.
Снижения издержек участники площадок достигают за счет
оптимизации логистики, консолидации закупок, устранения воровства,
исчезновения посреднической маржи и, самое важное, за счет достижения
оптимальной цены. Как правило, тот, для кого ожидаемый экономический эффект от
внедрения площадки будет наибольшим, выступает инициатором создания площадки.
И здесь все зависит от типа рынка.
Если это рынок покупателя, то, интегрируя собственные
системы снабжения в системы пула поставщиков, он может создать ЭТП для
обеспечения своих нужд. Например, автомобильная отрасль устроена так, что у
трех-четырех крупных производителей есть несколько тысяч поставщиков запчастей
и материалов. Такая площадка позволит автомобильным гигантам сбить цены
поставщиков за счет прозрачности и конкуренции между ними.
На рынке продавца, за счет прямого общения с большим количеством
покупателей, последний стремится повысить цену.
Есть и так называемые «независимые площадки», эффективные
на сильно фрагментированных рынках, где нет ни доминирующего покупателя, ни
продавца. Примерами такого рынка могут служить рынки агропромышленной продукции
в западных странах или, например, панъевропейский рыбный рынок Pefa.
В идеале любая площадка должна быть нейтральной по отношению
ко всем игрокам, и каждый из них должен быть уверен, что работают только на
свой интерес. С другой стороны, необходимо, чтобы площадка была ликвидной,
чтобы через нее проходили большие объемы торговли. Понятно, что достичь этого
без участия крупнейших игроков отрасли невозможно. Однако при такой рыночной
власти, какая бывает у крупных компаний, потребности в услугах открытой
площадки у каждой из них в отдельности нет. Создателям площадки, ратующим за
успешность и независимость ЭТП, нужны ключевые игроки, заинтересованные в
появлении такой площадки. Это приводит к созданию альянсов. Создание альянса —
самая сложная задача, стоящая перед организаторами ЭТП. «Объяснить злейшим конкурентам,
что совместные усилия позволят им снизить издержки, задача не из легких, но от
успешности ее решения целиком зависит судьба самой площадки».
Не стоит считать электронные торговые площадки предметом
заботы только тех компаний, которые ведут бизнес в секторе В2В. Кроме
классического дуэта В2В и В2С существуют и другие схемы.
Например, любой электронный аукцион, относится к так
называемой С2С-сфере (customer-to-customer) электронного бизнеса — к бизнесу
«потребитель-потребитель». Вокруг web-сайта складывается некоторое интернет-сообщество
людей, объединенных вполне конкретными интересами. Их количество прямо
пропорционально усилиям участников проекта по раскрутке web-сайта и
организации необходимых сервисов. В результате электронные аукционы становятся
отменной рекламной площадкой, на которой заведомо известны количественный и качественный
состав аудитории. Более того, все посетители делятся на достаточно четко
очерченные подкатегории «по интересам»: кто-то чаще посещает автомобильные
аукционы, кто-то — книжные. А значит, эффективность рекламы на сайтах,
собравших вокруг себя определенное сообщество, будет значительно выше.
Еще один потенциальный источник дохода — проведение маркетинговых
исследований. Маркетинговое исследование и его результаты способствуют
эффективной адаптации деятельности фирмы к состоянию рынка и к требованию
конечного потребителя. Они включают: исследование характеристик рынка; исследование
внутренних действительных и потенциальных возможностей фирмы.
Проведение маркетинговых исследований связано с необходимостью
уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности. Задача
предпринимателя состоит в том, чтобы удовлетворить возникающие потребности
покупателя с минимальным риском и максимумом полезности, как для потребителя,
так и для себя. При этом задача маркетинговой службы заключается в том, чтобы
обеспечить руководителя или соответствующие иерархические инстанции,
ответственные за принятие решений, качественной маркетинговой информацией.
Аукционы интересны тем, что в них реализована схема естественного
ценообразования. А это великолепный банк данных для правильного ценообразования
и исследования потенциальных возможностей рынка для фирм, работающих в сфере
производства и продажи товаров и услуг, выставляемых на торги. Именно
возможности правильного ценообразования, по всей видимости, послужили отправной
точкой для создания большого количества аукционов при интернет-магазинах.
Обычно на таких аукционах выставляются на продажу те товары, что есть в магазине.
Но цены, по которым они продаются на аукционе, могут значительно отличаться от
их цен на «прилавке».
Таким образом, проекты типа электронных аукционов нельзя
отнести только к сфере «потребитель-потребитель». Опосредованно они
представляют сферы «бизнес-бизнес» и «бизнес-пользователь». Это верно и в
отношении любых «интернет-клубов по интересам», формирующих вокруг себя большие
сообщества пользователей. Кстати, формировать подобные сообщества могут и
компании — производители товаров, для которых это становится дополнительной и
не очень дорогой рекламой.
Впрочем, аукционы могут представлять сферу «бизнес-бизнес»
непосредственно. Например, всевозможные энергетические аукционы и биржи.
Информационные технологии применяются всеми участниками
рынка — и хозяйствующими субъектами, и государством, выполняющим функции
регулятора рыночных процессов. Зародившиеся новые информационные отношения
рыночных субъектов нашли отражение в специфической схеме «бизнес-государство»
или «бизнес-правительство» (business-to-government, B2G), которая лежит в
основе концепции «электронного правительства». При этом концепцию «электронного
правительства» можно отнести не только к сфере экономических наук, но и наук о
государстве (теории государства и права, государствоведения, политологии и
др.).
Современный подход к государству исходит из того, что оно обладает
всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы; оно
выступает субъектом мирового рынка, обобщая деятельность своих внутренних
экономических агентов; у него есть акционеры и одновременно клиенты — граждане,
которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально
дешевы и доступны. Согласно такому подходу «государство, подобно крупной
корпорации, должно стремиться к тому, чтобы удовлетворять интересы, прежде
всего своих акционеров, а с этой целью — повышать свою эффективность, точно
так же, как корпорация должна повышать свою капитализацию, меняя модели работы
на более технологичные и эффективные».
Какую бы схему ведения электронного бизнеса ни выбрала
компания, оценка прибыльности (или убыточности) интернет-проекта всегда
остается сложной. Во всем мире в Интернете инвестируют венчурные капиталисты.
Россия не стала исключением. Венчурными инвесторами автоматически становятся
все, кто вкладывает в Интернет, пока тот остается инновационным рисковым проектом.
Инвестору в компании high-tech важно быть готовым к долгосрочным и планово
убыточным проектам (риск состоит в том, что отдачи от инвестиций не будет
вовсе). Но ожидаемая прибыль венчурных предприятий, как правило, многократно
превышает прибыль предприятий обычных. Это привлекает инвесторов и объясняет
небывало высокую капитализацию интернет-компаний. Однако инновационные проекты
не имеют коммерческой апробации, и поэтому убедить инвестора в перспективности
проекта подчас бывает очень сложно.
По мнению Ю. Ровенского, генерального директора ОАО
«Юниверс-Онлайн», существуют два пути заработка в Сети. Первый — разогрев рынка
и игра на перепродаже. Здесь создаются и быстро продаются «витринки», ничего
собой не представляющие в смысле бизнес-модели. Они выращивают новые проекты и
продвигают их на рынке как классические новые товары, получая доход от разницы
между себестоимостью и ценой. Это небольшие, но очень быстрые и привлекательные
деньги. Второй — инвестирование в проекты, нацеленные на окупаемость. Однако на
сегодняшний день ни один проект не приносит прибыли в чистом виде. Многие
рассчитывают еще заработать на буме интернет-рекламы, но доходы от рекламы в
интернет-бизнесе вряд ли когда-либо будут на первом месте.
Особенности бизнеса на высоких технологиях (являющегося
венчурным и планово убыточным предприятием) заключаются в необходимости
значительного реинвестирования.
Однако здесь важно сказать о следующем. В то время как
предприятия электронной коммерции с большими оборотами остаются
низкорентабельными, тем не менее они способствуют формированию центров прибыли.
Прибыль же формируется у реальных владельцев тех товаров и услуг, которые через
этот канал распространяются. Четко формировать центры прибыли и центры
убыточности позволяет вертикальная интеграция. Во всем мире в электронную
коммерцию деньги инвестируют как в средство продвижения. Интернет это не
бизнес, а новая среда для бизнеса.
Таким образом, компании, желающие реализовать конкретные
товары и услуги (т.е. заниматься конкретной предпринимательской деятельностью)
в Интернете, могут использовать различные схемы ведения сетевого бизнеса в
зависимости от специфики отрасли, в которой они работают, от собственных
возможностей и от целей, которые они перед собой ставят. Они могут также
действовать и по принципу «перекрестного опыления», т.е. сочетания и взаимного
дополнения различных моделей электронного бизнеса и схем традиционной, онлайновой
деловой активности. Трудно сказать, какая модель эффективнее, не обратившись к
конкретному виду предпринимательской деятельности и условиям, в которых она
оказывается в виртуальном мире.